Литературоведение
2. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
2.1. Историческое движение теоретико-литературной мысли в России
Литературоведение как единый научный комплекс сформировалось в нашей стране во второй четверти XIX в., пройдя в процессе своего зарождения и становления большой исторический путь. Единство всех его составляющих (теории и истории литературы, а также вспомогательных дисциплин) было достигнуто не сразу, и вплоть до 30-х годов XIX в. они развивались каждая сама по себе, практически независимо друг от друга.
...В России первые суждения теоретике - и историко-литературного характера встречаются уже в XII веке в «Слове о полку Игореве», а первые библиографические работы-списки книг восходят к XIII в.
...Замедленность художественного развития в средневековой Руси, вызванная историческими событиями XIII-XV вв., отрицательно сказалась на развитии древнерусского теоретике- и историко-литературного сознания. Постепенно утрачиваются национальные традиции... И возрождение в России теоретико-литературной мысли, наметившееся с конца XVI в. в области стихосложения и художественной речи (ораторского искусства), происходит уже на базе латинской поэтики и риторики. Теория поэзии, тогда еще «просодия стихотворная», становится составной частью филологических знаний («наук», куда входили также грамматика и риторика), в которой совершалось историческое движение теоретико-литературной мысли в России XVII -начала XIX в.
Первым опытом стиховедения в нашей стране стало учение Лаврентия Зизания (Тустановского) о стихе, которому он отводит целый раздел в своей «Грамматике» (1596).
...Следующим шагом на пути развития стиховедения в России была «Просодия стихотворная» Мелетия Герасимовича Смотрицкого, составившая один из основных разделов его «Грамматики» (1619), где сама поэзия рассматривается как «художество стихотворное». Учебник Смотрицкого был самым популярным в России XVII-XVIII вв. «Вратами учености» называл «Грамматику» М.В.Ломоносов; в ней возникает первое в России понятие о художественной специфике поэтического слова.
...Учение Макария, изложенное в его «Риторике» (1617-1619) связано с формированием теории трех стилей, на основе которой в XVIII в. будет создано стилистическое учение М.В.Ломоносова.
...К XVI-XVII вв. «риторика» уже выступает как своеобразная теория художественной прозы, а «поэтика» продолжает оставаться наукой о стихотворной речи - поэтических размерах и сторонах, учением о поэтических родах и видах....Крупнейшим событием теоретико-литературной жизни России начала XVIII в. явились латинские «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706 1707) Феофана Прокоповича, отличающиеся системностью, строгой последовательностью, логичностью в изложении основных понятий поэтики и поэтического искусства.
...Основы новой русской литературы заложили в XVIII в. сначала В.К.Тредиаковский, затем А.Д.Кантемир и М.В.Ломоносов. Основные литературоведческие идеи и положения Тредиаковского (о поэтических родах и видах) и Ломоносова (главным образом в области стиховедения) в значительной степени опирались на их собственные произведения. Поэты становятся реформаторами стихосложения в России. Начинается процесс самого интенсивного освоения русской литературой новых поэтических форм, новых понятий о литературе.
«Риторика» Ломоносова была первым в России развернутым учением о слове, написанном на русском языке.
...В 1774 г. появляется работа А.Д. Байбакова (Аполлоса) «Правила пиитические в пользу юношества», где впервые ставится проблема способа изображения явлений действительности как проблема художественного метода, теоретически «реабилитируется» повествовательная литература.
Дальнейшая тенденция развития русской теоретико-литературной мысли была направлена на сближение с национальной художественной практикой («Краткое руководство к оратории российской», 1778 г., иеромонаха Амвросия (А.Н. Серебренникова), «Детская риторика», 1787 г., братьев Мочульских, «Опыт риторики, 1796 г., И.С. Рижского, «Сокращенный курс российского слога», 1796 г., В.С. Подживалова и др.).
...Начало формированию национальной историко-литературной мысли в России положила работа В.К. Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755 г.). Одной из важнейших заслуг Тредиаковского было открытие метода хронологического познания литературных явлений, пробудившее интерес литераторов к истории русской литературы (С.Г. Домашнев, И.С. Барков, М.И. Попов, А.А. Волков, Н.И. Новиков и др.).
...Начало нового этапа в развитии русского литературоведения связано с выходом в Москве анонимного «российского сочинения», озаглавленного «Краткий и всеобщий чертеж наук свободных художеств» (1792 г.), свидетельствующего о проникновении новых веяний в традиционное среди русских теоретиков XVIII в. представление о поэзии как высшей форме красноречия, о начале поворота от старой, «риторической» теории поэзии к новой, «эстетической», который наметился в развитии русской теоретико-литературной мысли на рубеже XIX в. и завершился в 40-е г.г. XIX в.
...Содержание историко-литературных понятий и отражало уровень литературоведческой мысли России на рубеже XIX в.
Одним из первых возникает понятие историко-литературного периода (еще в 70-е гг. XVIII в. оно получило отражение в периодизации русской литературы, предложенной М.М. Херасковым). В историческом движении русской литературы И.М. Борн, вслед за Херасковым и Александровским, определяет три периода (I - от начала X в. до половины XV в.; II - до начала XVIII в.; Ill - до нынешнего времени), Н.И. Язвицкий - пять периодов. Формируется еще одно понятие, говорящее о художественно-эстетическом развитии литературы.
2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |