Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Активные формы социально-психологического обучения

7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Моно- и полипрофессиональные игровые группы имеют различную меру проблемной и мотивационной самодостаточности, поэтому качественные и количественные характеристики их взаимодействия в событийном и хронологическом пространстве игры можно заранее прогнозировать и проектировать, а ее содержательные, информационные и энергетические особенности могут иметь конкретный имитационно-игровой смысл и адрес.

7.1. Качественная и количественная оценка эффективности обучения

Расходы на внутрифирменную подготовку кадров в 80-х гг. составили:

ИБМ - 750 млн. долл. (5% затрат на оплату труда);

Дженерал Электрик - 260 млн. долл. (2%);

Ксерокс - 257 млн. долл. (4%);

Тексас инструменте - 45 млн. долл. (3,5%);

Моторолла - 42 млн. долл. (2,6%).

Суммы даны без учета зарплаты работников, проходивших обучение, если их учесть, суммы почти удвоятся.

В среднем по программам подготовки американский бизнес тратит 263 долл. на одного работника. В целом затраты на внутрифирменное обучение вполне сопоставимы с затратами на государственные и частные школы (среднее и высшее образование) - примерно 350 млрд. долл.

Уже с 70-х гг. большинство руководителей американских корпораций стали рассматривать затраты на обучение как прибыльное капиталовложение, а отделы развития персонала и внутрифирменные учебные центры - как подразделения, участвующие в создании прибыли.

Теория «человеческого капитала» была положена в основу новой системы учета вложений в трудовые ресурсы. В соответствии с этой теорией знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков - инвестиции в него.

Исследователи анализируют опыт компании «Бэрри корпорэйшн», где для учета средств, затрачиваемых на подготовку персонала, применяется методика оценки движения основного капитала: затраты на обучение приравниваются к капитальным вложениям, «нормы амортизации» определяются исходя из предполагаемых сроков занятости работника в данной корпорации и на данном рабочем месте.

Можно выделить следующие характеристики основного капитала: «цена приобретения», «восстановительная стоимость», «балансовая стоимость».

«Цена приобретения» - это сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение. «Восстановительная стоимость» устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.

Балансовая стоимость, рассчитывается по формуле:

где:

г - предполагаемый срок занятости;

р - число отработанных лет;

С - восстановительная стоимость.

В балансе показывается общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обучение), указывается объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выводится стоимость на конец рассматриваемого периода.

Изменения в системе учета компании отражаются в финансовом отчете. В активе вводится новая статья - «Чистые инвестиции в человеческие ресурсы». Источник этих средств указывается в пассиве баланса. В статье «Нераспределенная прибыль» появляется новый пункт «Отчисление средств для инвестирования в человеческие ресурсы». Ранее средства, направляемые на обучение персонала, включались в статью «Общие или административные расходы».

Параллельно ведутся работы по анализу структуры затрат учебного центра, нахождению стоимостных критериев составления программ обучения.

При анализе структуры затрат учебные центры, как правило, проводят сравнение стоимости организации того или иного курса внутри корпорации с затратами, необходимыми для направления сотрудника на аналогичные курсы университетов, профессиональных обществ или учебные центры других фирм. Учитывается возможное расширение потребности в обучении для данной категории сотрудников в дальнейшем, что может изменить соотношение внешних и внутренних затрат на обучение. Дополнительно стремятся к учету каждой программы как части всего комплекса учебных мероприятий центра.

Деннисон, специалист по проблемам экономического роста, приходит к выводу, что «рост валового национального продукта США ежегодно на 3,2%, с 1949 по 1982 гг., на треть обеспечен повышением уровня образованности кадров, наполовину - технологическими усовершенствованиями и возросшим «ноу-хау», которые также зависят от уровня образованности. И лишь 15% общего объема роста обязаны большим капиталовложениям».

Исследователи утверждают, что происходит больший экономический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Подсчеты показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода. По мнению главного экономиста Американского Общества содействия обучению и развитию, в 90-е гг. нашего столетия рост экономики за счет повышения обученности работников составил 2,1%, за счет роста населения - 0,4%, за счет увеличения капитала - на 0,5%.

 

2009-05-05 12:22:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика