Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Активные формы социально-психологического обучения

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Что составляет психологическую основу активных методов обучения? На каких психологических механизмах, закономерностях построены активные методы обучения? Ответ один - на тех же закономерностях, какие лежат в основе формирования психического, сознания у человека.

6.1. Принцип формирования психического в деятельности

Работами советских психологов (А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский) доказано, что психика формируется посредством деятельности, т.е. в и из деятельности. Их идеи сложились в «психологическую теорию деятельности» в советской психологии. Внутренняя, психическая деятельность, есть преобразование внешней, материальной деятельности.

Психологи А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин исследовали структурный и функциональный строй деятельности. Оказалось, что, кроме целей и мотивов, деятельность предполагает присутствие предмета и объекта деятельности, а также наличие у субъекта ориентировочной основы деятельности, которая включает образ среды и образ действия.

Такое понимание психической деятельности как преобразовательной внешней, материальной деятельности требует вводить любой новый вид познавательной деятельности в учебный процесс во внешней форме, как деятельность материальную (материализованную).

По предположению П.Я. Гальперина, все типы обучения можно свести в 3 группы:

- Тип обучения с неполной ориентировочной основой деятельности. Метод «проб и ошибок», когда обучаемый овладевает действием, представлением или понятием на основе контроля по конечному результату. Полностью или частично отсутствуют вспомогательные указания, ориентиры для соединения теоретических знаний с практическими. Например, лекция.

- Метод ознакомления обучаемого с моделью, сделанной преподавателем, когда обучаемый овладевает действием, представлением или понятием на полной ориентационной основе, но установленной для отдельных образцов действий. Например, задачи и алгоритм их решения.

- Метод построения деятельности самим обучаемым на основе выделения как единиц своей деятельности, так и единиц учебного материала. Например, практические упражнение с опорой на ориентировочную основу деятельности.

Метод построения обучения по 3-му типу был разработан советским психологом П.Я. Гальпериным в начале 50-х гг. и получил название «Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий». Сотни исследований, выполненных на этой базе, убедительно показали, что новые виды умственных действий первоначально должны быть усвоены во внешней, материальной (материализованной) форме, а затем они постепенно приобретут форму внутреннюю, психическую. Важно отметить, что усвоение новых видов деятельности всегда происходит при большем или меньшем участии других людей. Действие вначале выполняется как внешнее, разделенное между учащимся и обучающим. Постепенно обучаемый берет на себя все функциональные части деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий под обучением понимает формирование у учащегося определенного действия (цель - научить что-то делать), в ходе которого усваиваются (непроизвольно запоминаются) необходимые для этого знания.

Действие может быть:

- физическим (манипулирование с предметами внешнего мира);

- перцептивным (восприятие органами чувств);

- речевым (воздействия на других людей устно или печатным словом);

- умственным (решение мыслительных задач).

Этапы формирования заданного действия:

I. Формирование мотивационной основы.

II. Знакомство с овладеваемой деятельностью.

III. Формирование действия в материальной (материализованной) форме с опорой на ориентировочную основу деятельности и предмет действия.

IV. Выполнение действия с опорой на громкую социализованную (понятной другому человеку) речь.

V. Выполнение действия с опорой на громкую внешнюю речь «про себя».

VI. Выполнение действия с опорой на «скрытую речь», т.е. умственный этап - свернутое действие.

Результат - формирование действия с заданными параметрами:

- обобщенность (любой материал);

- прочность (легкость, быстрота);

- разумность и сознательность (словесный отчет).

Игровая деятельность связана с функционированием игроков как представителей тех или иных организаций, участвующих в игре, или их подразделений.

Деятельность по поводу игры может осуществляться как в процессе игры, так и за ее пределами. Во время игры при имитации функционирования организаций и их подразделений возникают обсуждения и замечания по поводу игры, изучаемой в деловой игре проблемы между игроками, а также между игроками и другими участниками игры. Деятельность по поводу игры имеет важное значение в игровом имитационном эксперименте. Сама игровая деятельность служит как бы поводом, рамками и эмпирической базой развертывания деятельности по поводу игры. Если игровую деятельность осуществляют только игроки, то деятельность по поводу игры — как игроки, так и экспериментаторы с подчиненными им экспертами и техническим персоналом.

Конечно, деловую игру как процесс формируют в решающей степени игроки, их деятельность, определяемая в значительной мере теми мотивами (соображениями), которыми руководствуются игроки, принимая решения в ходе игры.

Проблема мотивов (соображений) в принятии решений игроками является весьма важной в деловой игре, так как мотивы (побуждения) игроков в каждой деловой игре зависят не только от сложившейся игровой ситуации в тот или иной момент игры, но и от личностных характеристик игроков. Опыт показывает, что соображения (мотивы), которые использует при принятии решения игрок, исполняющий определенную роль, могут сильно отличаться от тех, которые использует то же лицо, исполняя свои служебные обязанности в реальной производственно-хозяйственной деятельности. У игроков могут отсутствовать такие мотивы, как удовлетворенность профессией, величина заработка и другие, хотя в реальной жизни это не так. Однако не следует считать это недостатком деловых игр. Напротив, это их большое преимущество, снимающее с игроков реальную ответственность за принимаемые решения и предоставляющее им возможность широкого экспериментирования.

С точки зрения психологического содержания, технология деловых игр характеризуется входом, выходом, последовательностью действий участников (правилами игры), оснащением, катализатором, влияющим на скорость преобразования входа и выхода.

Вход деловой игры обеспечивается определенными исходными данными и сведениями, причем их реалистичность для учебных игр не обязательна (в отличие от реальной деловой игры). В учебных деловых играх достаточно лишь некоторое правдоподобие количественных параметров исходных данных и сведений. Более того, участники (или преподаватель) могут менять исходные данные в ходе игры (что недопустимо в реальной игре, поскольку это означает начало новой деловой игры).

Выходом деловых игр являются те результаты, достижение которых преследовалось игрой (научный результат, оценка проекта, принятие решения), а также способности, приобретаемые участниками, дающие им возможность участвовать в принятии решений в реальных условиях производственно-хозяйственной деятельности. Для преподавателя выходом учебной игры является накопленный опыт и материалы, которые он использует для проведения нового тура игры или для разработки новой игры.

Последовательность действий участников деловой игры определяется некоторой областью возможных решений. В правилах игры не фиксируются решения, одно из которых на каждом шаге игры выбирает тот или иной игрок. Правила задаются в такой форме, чтобы у каждого игрока была возможность перестроить свою работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами, хотя и допускается включение в информационную структуру игры определенного перечня решений, заранее сформулированных конструкторами игры.

 

2009-05-05 12:22:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика