Активные формы социально-психологического обучения
3.5. Организационно-коммуникативная игра
Организационно-коммуникативная игра - род организационных игр, форма активного обучения перестройке и согласованию представлений в общении организованной коммуникации.
Под коммуникацией понимается обмен информацией с целью согласования мыслительных и практических действий.
В любой игре практическое взаимодействие в рамках содержания сценария и моделируемого сюжета сопровождается коммуникацией. Первоначальный обмен репликами может перейти в систематический диалог и даже дискуссию. Однако при моделировании профессиональной деятельности в деловой игре коммуникация и даже полемика подчинены логике развертывания действия. Возможности, таящиеся в коммуникации, полностью не раскрываются. Однако характер затруднений, возникающих в действии и взаимодействии, часто требует внеситуативного раскрытия причин затруднений, проникновения в сущность того, что реально происходит на сцене. Пользуясь подобным раскрытием, можно иначе увидеть и саму моделируемую на сцене практику, перенести результаты раскрытия на совершенствование практической деятельности. Именно это обстоятельство становится важнейшим, если учесть саму функцию многих игр - постановка и решение проблем в деятельности. При проблемной ориентированности игры следует придавать особую значимость коммуникации, ее месту в групповом мышлении, мыслительной функции как таковой, ее строгой форме организации, включая постановку и решение проблем.
Каковы соотношения между коммуникацией и мышлением, а также формами организации мышления? Индивидуальные познавательные процессы и применение языковых средств организации воздействия людей друг на друга, прежде всего в функции общения, - важнейшее условие возникновения мышления. Коммуникация возникает вместе с подчинением согласовательных процессов (общения) «логике» применения и изменения языковых средств. С учетом их природы важнейшими становятся процессы воздействия знаков на ход строительства образов, а условием построения знаковых структур текстов - выражение с их помощью содержания образов у того, кто хочет «передать» информацию или воспроизвести за счет знакового воздействия содержание образа у другого человека.
Текст - любое сообщение (содержание), выраженное с помощью знаков или образов, доступное пониманию. Знак, текст в целом воспринимается человеком как один из объектов. Однако в ОКИ, в отличии от семиотики, при введении знака, как специально организованного посредника, важен не сам посредник, а возможность влияния с его помощью на ход перестройки представлений, образов у другого человека. Семиотика - наука о символах и знаках. Необходимость согласования содержания образов у автора высказывания и у понимающего в коммуникации превращает коммуникацию в отдельное действие. Дискуссия, предполагающая не только выражение автором содержания своего представления и понимания текста, но и способы высказывания автора, становится этапом развития коммуникации. Согласование критики с авторским высказыванием ведет к феномену «развития мысли автора» или «возникновению новой мысли», опирающейся на «мысль автора».
Мышление не является «принадлежностью» отдельного человека. Его существование лежит на пересечении коммуникативного существования людей и механизма языка. Мышление социально и культурно по происхождению. Овладение с помощью рефлексии всеми видами процедур и типами применения языковых средств создает условия, когда отдельный человек пребывает в коммуникации, согласуясь со всей системой понятых и принятых, усвоенных требований со всеми «правилами» коммуникации. Человек становится мыслителем, а не только коммуникантом.
Организационно-коммуникативная игра (ОКИ) предполагает, что в качестве моделируемой практики выступает организация коммуникации. Следовательно, игроки распределяются по четырем основным позициям — автора, понимающего, критика, организатора коммуникации. При этом в позиции организатора должно быть большинство игроков. Объем первоначальной коммуникации важен только с точки зрения возможности иметь материал для ее организации.
В организационно-коммуникативной игре руководитель игры фиксирует заказ на моделирование дезорганизации в коммуникации с целевой установкой либо на ее изучение, либо на постановку проблем, касающихся процедур коммуникации, либо на обучении умениям и коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективность коммуникативного процесса (общения). На групповых и пленарных обсуждениях демонстрируются и анализируются процессы пребывания в организованной коммуникации. В остальном технология управления игры похожа на управление деловой игрой.
3.6. Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра - род деловых игр, используемых как метод социально-психологического обучения, позволяющий получить диагностическую информацию об уровне социального развития участников и корректировать групповое поведение.
Мы рассматривали деловые игры, когда формируются команды из участников деловой игры. Но вместе с ними используются деловые игры, в ходе которых обучаемый должен оценить обстановку и найти рациональное решение. Основная цель данного вида инсценировочной игры - научить ориентироваться в различных ситуациях и уметь дать объективную оценку своему действию. Для инсценировки заранее составляется сюжет-сценарий, где описываются конкретные ситуации, ролевые функции действующих должностных лиц, их задачи. Участники распределяются для исполнения ролей и отрабатывают тактику поведения, функции и обязанности конкретного должностного лица. Например, один участник во время игры выполняет роль директора предприятия, другой - роль начальника планового отдела, остальные - начальников цехов и т.д. В этих играх для решения проблемы прежде всего определяется состав действующих лиц и устанавливаются их задачи. Дискуссия идет с учетом сюжета и определенных ролей.
Ход проведения ролевых деловых игр практически не отличается от рассмотренных ранее. Разница в том, что в одном случае участник операциональной деловой игры выступает в рамках функциональной должности, а в другом - участник сюжетно-ролевой игры действует в рамках ролевой должности.
2009-05-05 12:22:13 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |