Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Адвокатура в Российской Федерации

Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины, эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.

В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 года было заменено республиканскими законами. Адвокатам все-таки удалось сохранить определенную ведомственную автономию. Они не стали придатком бюрократической иерархии советского государства, оказывая по возможности противодействие засилью партии в корпорации, и остались, по крайней мере формально, самоуправляемой корпорацией. Однако современная корпорация адвокатов продолжает функционировать на основах, заложенных в первые десятилетия советской власти. Ограничения организационной независимости корпораций и право адвоката представлять интересы своего клиента в системе безраздельно господствующей государственной власти остались нетронутыми. В современной адвокатуре остается еще много нерешенных вопросов. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

После принятия Конституции 1977 года, в которой адвокатура официально признавалась конституционным органом (ст. 161), на сессии Верховного Совета СССР 30 ноября 1979 г. был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено на сессии Верховного Совета РСФСР Законом от 20 ноября 1980 г. В нем четко определялись новые права и обязанности адвокатов. Данный документ одновременно предоставлял адвокатуре большую легитимность и подчеркивал ее зависимость от Министерства юстиции.

Подробный анализ этого законодательного акта будет проведен ниже. Изучение этого Положения об адвокатуре необходимо, поскольку именно на его основе адвокатура в Российской Федерации действует более 15 лет и знание этого нормативного акта поможет сформировать свою точку зрения на то, каким должен быть Закон об адвокатуре в России.

К сожалению, действующая Конституция Российской Федерации лишь однажды упоминает об адвокате, да и то в связи с правом задержанного, заключенного под стражу обвиняемого, на юридическую помощь (ч. 2 ст. 48). Адвокатура как институт, в отличие от прокуратуры, в Конституции не фигурирует.

Поэтому прежде всего необходимо определить, что же такое адвокатура? Общественная организация? Профессиональный союз? Судебно-вспомогательный государственный орган?

В литературе встречаются высказывания и о том, что адвокатура является «учреждением вспомогательно-судебным». Однако юридическая природа суда и коллегий адвокатов различна. Многие авторы в различные годы сходились на той точке зрения, что адвокатура есть общественная организация, что ее функция отнюдь не «вспомогательно-судебная». Надо не забывать, что для общественных организаций характерно следующее. Они создаются путем добровольного объединения лиц для осуществления конкретной деятельности, предусмотренной уставом (положением). Эти организации построены на основе самоуправления, равенства прав членов, подчинения требованиям законности. Все они обладают организационным единством. На этой основе и утверждалось, что «коллегия адвокатов - объединение негосударственное, профессиональное, добровольное».

По этому поводу Ю.Стецовский пишет: «Как и другие общественные организации, коллегии адвокатов построены на началах самоуправления (самодеятельности), которые характеризуются: добровольным членством; участием членов коллегии в управлении ее делами, и прежде всего в выборных органах и контроле за их деятельностью; соблюдением Положения об адвокатуре и выполнением решений выборных органов коллегии; материальным участием членов коллегии в создании ее имущественной основы».

Достаточно спорным выглядит утверждение о добровольности членства в коллегии. С одной стороны, никто не может быть принудительно включен в состав коллегии. Но важно другое - заниматься адвокатской практикой, не будучи членом коллегии, по ныне действующему законодательству невозможно. Да, можно получить соответствующую лицензию от государственного органа (Министерства юстиции РФ или органа юстиции субъекта Федерации) и оказывать юридическую помощь населению. Однако это еще не одно и то же: достаточно сказать, что оформление полномочий адвоката и «неадвоката», допуск их к участию в процессе различны. Это означает, что неправильно считать адвокатуру общественной организацией, такой как партия, движение и т.п. Отличие адвокатуры от общественной организации (ст. 13, 30 Конституции РФ) состоит в том, что адвокатура - не политическая организация с определенной идеологией, что доступ в адвокатуру открыт не каждому, а лишь юристам-профессионалам и что адвокатура привлекается к участию в осуществлении государственных функций (предварительное расследование, правосудие и т.п.). В частности, адвокаты могут посещать следственные изоляторы, тюрьмы и беседовать с арестованными, знакомиться с уголовными делами, выступать в судах и выполнять другие полномочия, которыми не наделены члены обычных общественных организаций.

При обсуждении вопроса о правовой природе адвокатуры высказывалась и такая точка зрения: «Профессиональный признак объединения отличает коллегии адвокатов от профессиональных союзов. Члены профсоюза объединены у нас не по профессиональному, а по производственному признаку. Поэтому членами одного профсоюза оказываются люди различных профессий, но работающие в одной отрасли. В коллегиях адвокатов состоят адвокаты, и только они. В творческие союзы также объединены лица одной или родственных профессий. Однако, например, композитор или художник, и не будучи членом творческого союза, имеет право заниматься своей профессиональной деятельностью. Оказывать же все виды юридической помощи вправе лишь лица, состоящие членами коллегии адвокатов».

Что касается приведенного высказывания Ю. Стецовского, то прежде всего следует уточнить, что, во-первых, на сегодняшний день уже не все виды юридической помощи вправе оказывать только члены коллегии адвокатов. Во-вторых, различие между художником, писателем, с одной стороны, и адвокатом, с другой, заключается прежде всего в том, что если первые занимаются исключительно творческой деятельностью, оперируя в сфере искусства, то адвокаты, реализуя на практике конституционное положение об оказании правовой помощи населению, являются практическими носителями основополагающих принципов уголовного процесса - права на защиту, и гражданского процесса - права на квалифицированную помощь адвоката в суде. Можно было бы привести массу важных различий в деятельности и предназначении двух рассматриваемых категорий. Может быть, точнее вместо этого просто заметить, что объединяет их куда меньшее, чем то, что их разделяет. Конечно, характер работы художника, писателя, композитора, адвоката - творческий. Но этим общее и ограничивается. Скажем хотя бы, что для приема в союз писателей не требуется специального образования, но необходимы определенные заслуги на литературной ниве. Для приема же в коллегию адвокатов как раз наоборот - юридическое образование обязательно, а вот заслуг в области правоприменительной практики иметь вовсе не обязательно.

 

2008-09-03 17:20:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Яндекс.Метрика