Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Юридическая психология

При раскрытии неочевидных преступлений анализ способа его совершения и результатов (это часто на практике называют «преступный почерк») многое может дать для воссоздания «психологического портрета» преступника. Так, изучение способа, места и времени совершения преступления (серии преступлений) может характеризовать такие его личностные особенности как уровень умственного развития, расчетливость / легкомыслие, а характер издевательства над жертвой - уровень жестокости, хладнокровия или «эмоциональной тупости» преступника.

Близким к вышераскрытому методу анализа продуктов деятельности является и биографический метод. Его специфика состоит в том, чтобы на основе сбора и анализа различных, а не только авторских источников, типичных для разных этапов жизненного пути конкретного человека, проследить процесс его социализации, особенности развития сознания и самосознания, черт характера, способностей, склонностей и т.д. Применение биографического метода требует от исследователя критичности, т.к. имеющиеся документы могут быть неполными, односторонними, необъективными и т.п.

В качестве оригинальной модификации праксиметрического метода, присущей только юридической психологии, можно рассматривать метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела. В данном случае информация для исследования берется из документально зафиксированных показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемого (подсудимого), гражданского истца или ответчика, а также из других письменных источников (разнообразных справок, выписок, характеристик, протоколов конкретных процессуальных следственных действий, различных заключений, проведенных экспертиз. Основное внимание при анализе обращается на субъективное отношение изучаемого лица к обществу, труду, другим людям и самому себе, к выработке преступного замысла и в целом к содеянному. И хотя в данном случае общая оценка личности преступника делается на основе лишь имеющихся в уголовном деле документов, но полученные выводы могут стать ориентационной основой для выбора уже более конкретных средств изучения личности преступника.

В пенитенциарной практике для получения более полных сведений о личности осужденных часто используют метод обобщения независимых характеристик, разработанный еще в 60-е годы К.К. Платоновым. При его реализации от разных людей собирают информацию об интересующем лице и его поведении в различные периоды времени и по поводу различных событий. При наличии подобных характеристик от 5 - 12 человек возникает возможность обобщить результат развитости конкретных личностных особенностей у исследуемого лица по критериям следующей пятибалльной шкалы:

1) развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;

2) заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;

3) эта и противоположная ей черта выражены не резко, и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются не часто;

4) заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;

5) противоположная названной черта личности проявляется очень часто и в различных видах деятельности.

При применении метода обобщения независимых характеристик, как правило, людей их дающих специально обучают пониманию сути и анализу уровня развитости конкретных личностных черт, в том числе при их проявлении в типичных жизненных ситуациях и видах деятельности исследуемого человека.

В профессиографии (психографии) конкретных типов юридических специальностей порой используют метод самооценки, позволяющий профессионалам самим по специальным шкалам (обычно построенным по технике «семантического дифференциала» Ч. Осгуда) определить уровень развитости черт характера, способностей, склонностей, профессиональной компетентности и т.п. Если в дальнейшем сравнить профили наиболее профессионально успешных и неуспешных работников, то можно выявить критерии для профотбора и деловой оценки кадров.

Перспективным для применения в различных направлениях юридической психологии представляется и метод экспертных оценок. На сегодняшний день он, к сожалению, преимущественно используется или в теоретических разработках, или в практике сложных судебно-психологических экспертиз, проводимых комиссионно.

Прежде всего следует подчеркнуть, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы изучения и коррекции личности не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изучению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы модификации поведения».

В силу своеобразия развития правовых систем по ряду проблем юридической психологии (например, закономерности развития правосознания в зависимости от влияния национальной ментальности) трудно осуществить кросс-культурные исследования. Определенные затруднения имеются в организационном плане и в проведении лонгитюдных исследований по ряду категорий преступников и делинквентов (т.е. многократных обследований одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени).

 

2008-09-21 15:42:38 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика