Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Юридическая психология

Лабораторный эксперимент наиболее часто используется в научных исследованиях (особенно при изучении групповых и индивидуально-психологических особенностей реагирования). Уже хрестоматийными в целом для психологической науки стали инструментальные схемы и результаты лабораторных экспериментов по проблематике свидетельских показаний, деятельности суда присяжных, изучению феномена агрессивности.

При естественном эксперименте испытуемые не знают о его назначении, целях и условиях проведения, а поэтому воспринимают и реагируют при этом как в обычных условиях. В качестве примера экспериментирования в естественных условиях можно рассматривать проведение следственного эксперимента в «живых» условиях, где целью является одновременно и проверка определенных психологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц.

В исправительных учреждениях для выработки научно обоснованных программ ресоциализации личности осужденных часто проводятся так называемые формирующие эксперименты. Именно в данном контексте можно рассматривать многочисленные «программы модификации поведения заключенных».

Особой разновидностью экспериментального метода, практически сближающего его с методом проективного тестирования, является ассоциативный эксперимент. Он был разработан К. Юнгом. В содержательно-методическом плане суть ассоциативного эксперимента состоит в том, что испытуемый должен на каждое слово экспериментатора ответить первым словом, пришедшим в голову. Заторможенность этой реакции, а также неадекватное поведение испытуемого (механическое повторение исходного слова-раздражителя, немотивированный смех, жалобы, «телесные зажатости», покраснение и пр.)рассматриваются как указание наличия значимых представлений и переживаний, сообщение о которых для испытуемого нежелательно.

В юридической психологии в XX столетии большое распространение получил метод тестов. При этом в правовой сфере оказались востребованными практически все основные виды тестов, созданные для изучения как простых психофизиологических реакций и отдельных психических процессов, так и в целом личности и ее интегральных проявлений.

Психодиагностика с помощью тестов обладает рядом достоинств:

1) стандартизированность предъявления и обработки результатов;

2) их относительная независимость от влияния ситуации тестирования и личности психолога;

3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, т.е. полученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе;

4) возможность осуществления тестирования как в индивидуальной, так и групповой формах, в том числе с использованием компьютерной техники.

В современной юридической психологии наибольшее распространение получили тесты интеллекта, проективные тесты и многопрофильные личностные опросники.

Тесты интеллекта (шкала умственного развития), а также тесты на отдельные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) нашли достаточно широкое применение в судебно-психологической экспертизе, а также при профотборе сотрудников в правоохранительные органы.

Среди многочисленного арсенала разноплановых проективных тестов (конститутивных, конструктивных, интерпретативных, катартических, экспрессивных, импрессивных, аддитивных, ассоциативных), которые были разработаны в XX столетии, большинство были применены и для углубленного изучения личности различных категорий преступников. Ведь их ценность состоит в том, что, благодаря проекции, облегчается выявление таких содержаний внутреннего мира, которые обследуемый субъект часто бессилен выразить словами, а также возникает возможность сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. В психолого-юридической практике (особенно зарубежной) значительное использование получили такие проективные методики, как «чернильные пятна» Г. Роршаха, «тематический апперцептивный тест» Х. Моргана и Г. Мюррея, «портретная» методика Л. Сонди, методика «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, тест «цветового выбора» М. Люшера и др. Учитывая специфику стимульного материала и сложность работы с некоторыми проективными методиками, требующими достаточно высокой квалификации и многолетнего опыта психодиагностики, их использование в отечественной практике пока не получило повсеместного распространения.

Многопрофильные личностные опросники (и, прежде всего, такие, как MMPI, СМИЛ, SPI, EPI, 16 ЛФО Р. Кэттела и ряд других), напротив, активно применяются в юридической практике в различных целях: для выяснения личностных особенностей, влияющих на делинквентное поведение, при профотборе и оценке профдеформации личности сотрудников правоохранительных органов и т.д.

Метод анализа продуктов деятельности (или иначе праксиметрический метод) традиционно используется в юридической психологии с момента ее возникновения как самостоятельной науки. Он позволяет на основе объективных материалов (писем, дневников и других личных письменных источников, архивных документов, продуктов трудовой, учебной, творческой или преступной деятельности) раскрывать многие индивидуальные особенности человеческой психики, развитость конкретных умений и навыков, индивидуальные стилевые особенности, черты личности, выражающие отношение к труду и др.

При изучении письменных источников часто применяют методику контент-анализа, идею которой выдвинули американские ученые Г.Лассуэл, Ч. Осгут и Б. Берельсон. Суть контент-анализа состоит в том, что исследователь по выделенным единицам содержания (слова, суждения, темы, персоналии и др.) квантифицирует имеющиеся в источниках данные. В дальнейшем контент-анализ использовался для изучения материалов по обмену опытом, воспоминаний ветеранов правоохранительных органов, исследованию архивных следственных и судебных документов и т.п. В последние годы перспективы методики контент-анализа расширяются в связи с развитием психосемантики, методов многомерного неметрического анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

Рукописные документы могут быть подвергнуты психографологической экспертизе (анализу). И хотя здесь нельзя напрямую выходить на анализ личностных особенностей автора письменного источника, но в то же время характер почерка дает указание на эмоциональное состояние и некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Более точно диагностируются по почерку некоторые психические заболевания, присущие человеку. Например, почерк шизофреника часто отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.

Анализ продуктов деятельности представляет важный материал для психологов, участвующих в судебно-психологических экспертизах: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и др.) резко изменяется уровень и характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

 

2008-09-21 15:42:38 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика