История русской литературы. Ч. 1
Во-первых, «мертвая душа» - это словосочетание из бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина. Вокруг аферы с крепостными, которые, несмотря на факт смерти, продолжают числиться в ревизской сказке живыми и которых Чичиков хочет заложить под проценты в Опекунский совет, закручивается «миражная интрига», первая сюжетная линия произведения. Этой сюжетной линии соответствует социальная, обличительная проблематика произведения. Во-вторых, «мертвой душой» часто называют человека, погрязшего в заботах о суетном. Помещичья галерея, обрисованная в «Мертвых душах», представляет обобщение громадной художественной силы. Все это - «мертвые души», поскольку они погрязли в эгоизме, стяжательстве, бездуховности. Их образы социально детерминированы, и в то же время Гоголь подчеркивает универсальность, общечеловеческую суть в каждом из них. Та же «мертвая бесчувственность жизни» (выражение Гоголя) воплощена в образах чиновника из губернского города. Подобным «мертвецам» у Гоголя противопоставлен мир живых душ, мир народный - однако и он, по Гоголю, нуждается в пробуждении (ср. образы Петрушки, Селифана, девочки Пелагеи, не знающей где право, где лево, дяди Миняя с дядей Митяем).
Заглавие поэмы подчеркивает ее религиозно-философский подтекст, в котором слово «душа» указывает на бессмертное ядро личности в ее христианском понимании. Символика заглавия «Мертвых душ» содержит противопоставление косного, мертвого начала - и начала живого (одухотворенного, светлого, высокого). Однако своеобразие позиции Гоголя в том, что он не просто противопоставляет эти два начала, но указывает на возможность пробуждения живого начала в мертвом, его воскрешения. По свидетельству современников, во 2-ом и 3-м томах поэмы должны были воскреснуть два героя первого тома - Чичиков и Плюшкин. Плюшкин в поэме Гоголя словно демонстрирует крайнее падение человеческой души - он «прореха на человечестве». Тем не менее Гоголь наделяет его биографией (кроме Плюшкина биографией наделен еще только Чичиков). Когда-то у Плюшкина были какие-то душевные движения, и даже при встрече с Чичиковым, при упоминании о старом школьном товарище на лице Плюшкина «вдруг скользнул какой-то теплый луч». Чичиков в системе образов поэмы занимает особое место. Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов: помещики, город, жизнеописание Чичикова - объединенных образом дороги, сюжетно связанных сферой главного героя. Обрисовав Русь «с одного боку» (помещики, чиновничество, крестьянство создают в целом образ этноса, нации, поражающего своей «раздробленностью», бездуховностью), Гоголь приступает к биографии своего главного героя - «подлеца-предпринимателя». До этой биографии Чичиков на страницах «Мертвых душ» является какой-то неопределенной фигурой: он «не красив, но и недурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтоб молод». В общении с помещиками он подделывается под них, перенимает их способ общения и даже черты характера. Он «ни то, ни се», пустая оболочка имени. Порой в его облике проглядывает нечто дьявольское; ведь охота за умершими душами - исконное занятие черта. Недаром взбудораженные сплетнями чиновники губернского города сравнивают его с Антихристом. Они же видят в Чичикове то Наполеона, то капитана Копейкина (т.е. разбойника), похитителя губернаторской дочки (т.е. сугубо романтического героя). Гоголевский реализм опять оборачивается какой-то странной фантасмагорией. Что-то апокалипсическое проглядывает в поведении обитателей города, недаром толки о Чичикове завершаются картиной смерти губернатора - и тут обитатели удивляются, что у него, оказывается, есть «душа».
И в образе «подлеца» Чичикова проглядывает «душа» - черты, которые, казалось бы чужды ему как «предпринимателю». Недаром авторские размышления зачастую оказываются и чичиковскими тоже (как, например, размышления об умерших крестьянах Собакевича). Во 2-ой главе, рассказывая биографию Чичикова, Гоголь рассказывает и историю его души. Основа трагизма и в то же время комизма этого образа в том, что все человеческие чувства Чичикова существуют постольку поскольку, а смысл жизни он видит в приобретении, в накопительстве. При этом Чичиков отличается нравственной неразборчивостью, он создает систему самооправданий, позволяя себе делать подлости: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался от избытка, брал там, где всякий брал бы...». Чичиков постоянно облегчает себе беседу с собственной совестью и в конце концов оправдывает свое преступление.
Это путь деградации, путь в пропасть - от него и предостерегает Гоголь. «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним ведь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги! Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди.
Это голос Гоголя-проповедника, указывающий народу и человечеству истинный путь спасения. В «Мертвых душах» неожиданно проявляются черты, сближающие их с художественной проповедью, литературным аналогом для которой были уже не «Илиада» Гомера и «Божественная комедия» Данте, а такая общенациональная книга, как Библия.
««Птица-тройка» и ее стремительный полет - прямая антитеза бричке Чичикова и ее однообразному монотонному кружению по губернскому бездорожью от одного помещика к другому. Но ведь «птица-тройка» - это та же самая бричка Чичикова, только вырвавшаяся из своих томительных блужданий по кругу на прямой путь - во многом загадочную, но величественную дорогу всемирно-исторического масштаба. Чудесное превращение обнажает символическую многозначность всей художественной структуры замысла и его воплощения в первом томе «Мертвых душ» как эпопеи национального духа» (История русской литературы: в 4т. Л., 1981. Т. 2. С. 567).
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |