Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

Страшен в «Ревизоре» отдельный вымышленный город, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», страшен своей извращенностью. Ни одного честного и порядочного человека в нем нет человека, который ощущал бы за собой не легкие грешки, а неправедность всей жизни. Гоголь создает в «Ревизоре» картину духовной несостоятельности современного мира. Ее достаточно хорошо обрисовывает реплика унтер-офицерской жены, «которая сама себя высекла»: ее не очень-то возмущает факт насилия над ее личностью, она требует «заплатить штраф» «за ошибку»: «Мне от своего счастья неча отказываться». Основой комизма в «Ревизоре» стали не плутни-пройдохи, а сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Сюжет с ловким плутом позволял смеяться над обманутыми простофилями или над посрамленным мошенником. Сюжет на основе самообмана выявлял в героях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывал смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. И в том числе и зрителей, сидящих в зале. Отсюда реплика городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Отсюда эпиграф, предпосланный комедии: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

«Ревизор уже в 1836 г. был поставлен в Александрийском театре Петербурга, а через месяц в Москве с Михаилом Щепкиным в роли Городничего. Сценический успех пьеса имела, но сам Гоголь расценил его как свое крупное творческое поражение. Гоголь не увидел в зрительном зале непосредственной реакции на картину страшного нравственного вырождения русской жизни. Гоголь ожидал, что зрители, посмотрев пьесу (особенно ее финал - немую сцену при известии о приезде настоящего ревизора), ужаснутся своему собственному духовному падению, современному состоянии человечества в целом, увлеченному мнимыми идеалами и забывшему о главном - о душе.

«Мертвые души». Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал в 1835 г. И продолжал всю жизнь. Как и «Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова, гоголевская эпопея - в своем общем трехтомном замысле - была формой не только не готовой, но становящейся в результате сложного творческого, жанрового процесса, противоречия которого Гоголю так и не удалось преодолеть. Первое упоминание о новом произведении встречается в письме Гоголя к Пушкину от 7 октября 1835 г.: «Мне хочется в этом романе показать хоть с одного боку всю Русь... Сюжет растянулся на длинный роман и, кажется, будет сильно смешон». Как видно, писатель называет свое произведение романом и выделяет прежде всего его комическую сторону. В письме к Жуковскому от 12 ноября 1836 г. «Мертвые души» получают новое жанровое наименование - поэма. «Какой огромный, оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем». «Мертвые души» мыслятся Гоголем как большое эпическое полотно, которое должно не только охватить все стороны русской жизни, но и выразить национальное сознание, показать потенциальные возможности русского народа и России. Отсюда новое наименование - «поэма»; «Мертвые души» мыслились по аналогии с эпическими поэмами Гомера, с поэмой Данте «Божественная комедия». Трехчастная композиция будущего произведения, несомненно, была подсказана творением гениального итальянца. «Божественная комедия» включает в себя «Ад», «Чистилище» и «Рай», сюжет ее заключается в постепенном восхождении грешной души из мрака преисподни к просветленному вечному блаженству. Подобно этому герои Гоголя также должны были пройти все круги ада, чтобы потом возродиться к новой жизни.

Если в 1 томе Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать «ад» русской современной жизни, то во 2-м и 3-м томах он хотел, окончательно открыв тайну русской жизни и русского народа, показать пути реализации этой тайны и предложить «рецепт» преображения всем и каждому. Дело шло не о политическом изменении общественного уклада России, а о духовной революции, о внутреннем преображении человека. Впоследствии, в «Выбранных местах из переписки» и многочисленных письмах Гоголь прямо указал на цепочку избавления душ людских от скверны: очищение собственной души - очищение «царей и повелителей» мира - очищение «малых сих» - очищение России - очищение всего человечества. Вот почему Гоголь придавал такое огромное значение своей работе над «Мертвыми душами»: его поэма должна была преобразить весь мир в целом. Гоголь выступал здесь как художник-христианин, осознавший свою великую миссию. Крах подобной социальной (и творческой) утопии привел писателя к огромной душевной трагедии, закончившейся сожжением 2-го тома «Мертвых душ» и обращением к религиозно-философской публикации в «Выбранных местах из переписки».

Гоголь закончил только 1-ый том «Мертвых душ», от 2-го тома осталось несколько глав, в художественном отношении менее совершенных. Обычно, когда говорят о «Мертвых душах», имеют в виду именно 1 том. Однако было бы ошибочным считать, что в 1 томе писатель изобразил Русь только «с одного боку». Гоголь сохранил прежнее жанровое определение: «Мертвые души», -прозаическое произведение, не роман, а поэма. Гоголь сохранил в 1 томе, несмотря на его сатирический характер, общенациональный ракурс и масштаб изображения. Это очень хорошо почувствовал Белинский, указавший, что смысл поэмы заключается в раскрытии «противоречия общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциональным началом». Кроме того, в поэме Гоголя - и в этом сказалась его связь с духом современности - ярко воплотилось субъективное, личное авторское начало, которое по своей сути глубоко чуждо древнему эпосу гомеровских времен, но зато полностью соответствует роману - жанровой прозаической форме современной литературы. Это субъективное начало выразилось в знаменитых лирических авторских отступлениях, которые порой придают гоголевской сатире патетический пафос (как отступление после встречи Чичикова с Плюшкиным) или даже, вступая в явное противоречие с внешним сюжетом произведения, которые вырывают читателя из обыденной пошлой жизни и возносят его к высшим сферам (чичиковская бричка, в финале произведения вдруг оборачивающаяся «птицей-тройкой», олицетворением Руси, символом вечно живой души русского народа). Вот почему «Мертвые души» - поэма, т.е. жанр лиро-эпический. Элементы эпоса, лирики, романа, сатиры находятся в нем в своеобразном переплетении, показывая, насколько сложен художественный мир самого Гоголя. «Мертвые души» слишком долго рассматривались только как создание художника критического реализма, показавшего, по словам Герцена, «оскотинившееся лицо» России. Но столь остро ощущаемые Гоголем социальные «настроения» русской крепостнической действительности (достаточно вспомнить галерею образов помещиков или обобщенный образ губернского города) представлялись ему порождением духовного омертвения России. И уже в 1 томе «Мертвых душ» злободневно-социальная проблематика тесно переплетается с морально-психологической и нравственно-философской. Сложная, многослойная проблематика поэмы Гоголя отражается в самом названии произведения, содержащем странный оксюморон - «Мертвые души».

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика