История русской литературы. Ч. 1
Гибель поэта символизирует смерть самого искусства в бездуховном мире. Баратынского мучает мысль о том, что человечество идет по катастрофическому пути распада и умирания. Пессимизм Баратынского носит безысходный характер, потому что он постоянно ощущает над собой непреложные законы бытия (стихотворение «Осень», посвященное смерти А.С. Пушкина).
Некоторый перелом в поэзии Баратынского наметился в 1843 г., после его поездки в Европу, где он встретился с выдающимися представителями духовной жизни Запада, с русской эмиграцией (в том числе и с Н.П. Огаревым). В его последних стихотворениях зазвучали мотивы надежды, мотивы преодоления тягчайших сомнений («Небо Италии, небо Торкватто», «Пироскаф»). Смерть в 1844 г. положила конец этому, быть может, новому периоду в творчестве поэта.
Баратынского довольно скоро забыли, в XIX в. архаический строй его поздней поэзии (образы, метафоры, затрудненный синтаксис стиха) с трудом воспринимался современниками. Настоящий ренессанс пережила поэзия Баратынского в начале XX в. Во второй половине XX века его поэзия нашла признание и на Западе. Сейчас Баратынского все чаще сопоставляют с его датским современником, философом С.Кьеркегором и все определеннее говорят о Баратынском как о поэте-экзистенциалисте. Между трагической рефлектирующей музой Баратынского и жизнерадостной лирической поэзией А.В. Кольцова (1899-1842) нет ничего общего, кроме одного. Оба поэта - ярчайшие поэтические индивидуальности. Кольцов глубоко самобытен, ни на кого не похож. Его поэзия резко выделяется на общем фоне 30-х годов; она свидетельствует о процессе демократизации русской культуры. В раннем творчестве Кольцова отразилось увлечение философской проблематикой, характерное для поэзии1830-1840-х гг., но в полной мере его талант раскрылся позднее - в жанре песни, романса.
Жанр народной песни был известен в русской литературе и ранее, со времен А.П. Сумарокова. В XIX в. особую популярность приобрели народные песни А.А. Дельвига. Однако при разработке этого жанра поэты нередко ограничивались лишь использованием отдельных фольклорных мотивов или внешней ситуации. В поэзии Кольцова - впервые в истории отечественной литературы - отразился внутренний мир крестьянства в целом. Кольцов выступает здесь как поэт-романтик - он идет таким же путем, как шел Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», воплощая свой идеал в мире русских хлебопашцев, косцов и пахарей - свободных, вольнолюбывых, тонко чувствующих поэзию труда - источника радости и счастья. У Кольцова достаточно стихотворений, в которых отразились горе и бедность, разорение и нищета крестьянина - но в целом Кольцов воссоздает идеальный мир русского крестьянства, поэтизирует его. Поэзия Кольцова органически связана с миром устного народного творчества, но он использует не букву, а дух русских фольклорных жанров. Поэтические произведения Кольцова не являются ни стилизацией, ни имитацией народных песен. Фольклорная поэтика характеризует стиль поэзии Кольцова, придавая ей черты оригинальности и неповторимости. Также своеобразен и стих Кольцова. Используя ритмические особенности народных песен, он создает свой, кольцовский стих - без рифм, как это обычно для фольклора. Творчество Кольцова очень высоко оценила критика демократического направления, от Белинского до Чернышевского, поставившего имя Кольцова рядом с именем Лермонтова. Традиции поэзии Кольцова нашли свое отражение в творчестве Некрасова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова; в XX в. - Есенина, Клюева и других поэтов «неокрестьянской» ориентации.
4.2. Натуральная школа
В процессе становления русской реалистической литературы XIX в. особое место принадлежит «натуральной школе» (1841-1848 гг.), объединившей молодых писателей «гоголевского» направления вокруг журналов демократической ориентации («Современник», «Отечественные записки»). В рамках натуральной школы начали свой творческий путь будущие корифеи русской литературы 2-й половины XIX в. - И.А. Гончаров и Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев и Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен и А.Н. Островский.
Сам термин «натуральная школа» впервые употребил Ф. Булгарин в своей рецензии на «Петербургский сборник» (1846 г.). Издатель и редактор «Северной пчелы» пытался опорочить реалистическую литературу, обвинив ее в пристрастии к натурализму, изображению только грязных и темных сторон жизни. Белинский подхватил этот термин в своих литературно-критических статьях 1846-1848 гг., придав ему значение естественности и правдивости.
Ведущее место в творчестве писателей «натуральной школы» занимали прозаические жанры - очерк, повесть, роман. Именно в прозе прежде всего утвердился принцип критического реализма, даже Некрасов в 1840-е годы по объему написанного в большей степени был прозаиком (хотя талант его проявлялся в первую очередь в области поэзии).
Натуральная школа во главе с Белинским провозгласила основным творческим принципом стремление к максимально правдивому изображению действительности. В творчестве писателей этого направления усиливается интерес к социальным вопросам современности. Рассказы, повести, очерки 1840-х гг. изображали быт и нравы петербургских бедняков, мелких чиновников, городских низов, вопрос о «маленьком человеке» закономерно перерастал в проблему социального неравенства.
Особую популярность среди прозаических жанров приобрел так называемый «физиологический очерк». Он ставил своей целью дать предельно точное изображение социальных типов - аналитически раскрыть «физиологию» помещика, крестьянина, чиновника. Писатели-очеркисты стремились показать социальную анатомию современного общественного устройства. Герой выступает как предельное воплощение того или иного сословия, как продукт социальной среды; в образе преобладает типическое начало, а индивидуальные черты личности почти полностью сводятся на нет. Таковы герои программных сборников писателей натуральной школы - «Физиология Петербурга» (1844, 1845 гг., 2 выпуска) и «Петербургский сборник» (1846 г.). Однако постепенно физиологический очерк в творчестве писателей натуральной школы оттесняется более перспективными эпическими формами - рассказом, повестью, романом. Появляются «Деревня» и «Антон Горемыка» Д.В. Григоровича, «Бедные люди» и «Двойник» Достоевского, «Кто виноват?» и «Сорока-воровка» И.А. Герцена, «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, рассказы И.С. Тургенева, впоследствии вошедшие в цикл «Записки охотника» (1852 г.).
Жанры повести и романа позволяют писателям преодолеть известную ограниченность очеркового подхода к действительности. Тезис о фатальном подчинении персонажа среде, обстоятельствам становится объектом художественной критики (Ф. Достоевскому принадлежит ироническое высказывание «среда заела»).
В романах и повестях социальный анализ стал сочетаться с углубленным психологизмом. Изображая внутренний мир человека, писатели стали подчеркивать роль активности личности, самосознания. Писатели-реалисты словно вернулись к тем завоеваниям сентименталистской и романтической литературы, от которых отвернулись вначале, ограничившись созданием жестко детерминированных социальных типов в физиологическом очерке. Решающую роль здесь сыграла творческая индивидуальность Достоевского. Его повесть «Бедные люди» (1845 г.) произвела настоящий переворот в русской литературе XIX в. «маленький человек» - открытие писателей «натуральной школы» - в повести Достоевского из типичного представителя своего сословия (чиновник) превратился в личность с богатым внутренним миром. Духовный мир Макара Девушкина настолько сложен и противоречив, что его не выведешь целиком из социальной среды. Писатель увидел в нем прежде всего Человека, а затем уже социальный тип. Не случайно, что Достоевский, создавая свой первый шедевр, ориентировался не на гоголевскую, а на пушкинскую традицию (Макара Девушкина как читателя глубоко трогает «Станционный смотритель» Пушкина и раздражает, даже оскорбляет «Шинель» Гоголя; это не помешало Достоевскому сказать от своего имени и от имени писателей натуральной школы: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»).
Натуральная школа в целом не представляла собой такого единства, которое подсказывается самим понятием «школа» - оно ведь подразумевает ряд литературных явлений с высокой степенью общности - вплоть до общности тематики, стиля, языка. Достаточно сравнить Достоевского и Тургенева, чтобы понять, каких разных писателей она объединяла. Преодоление поэтики натуральной школы началось очень рано и у Достоевского, и у Герцена с его мощным аналитическим талантом философа-художника, и у Гончарова, обратившегося в «Обыкновенной истории» к ироническому переосмыслению образа молодого романтика. «Записки охотника» Тургенева были задуманы как цикл физиологических очерков, однако уже первый рассказ цикла «Хорь и Калиныч» представляет собой полную противоположность очерковому жанру. Антикрепостнический пафос «Записок охотника» сказался не столько в социально-обличительных картинах крепостного быта (они, разумеется, есть), сколько в общей поэтизации духовной жизни русского народа, в первую очередь, - крестьян.
Новые произведения писателей «натуральной школы» были исключительно высоко оценены Белинским, который увидел в них залог будущего развития литературы русского реализма.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |