История русской литературы. Ч. 1
В исторических повестях Бестужев обращается к прошлому Ливонии (Эстонии) и России. В повестях ливонского цикла («Замок Венда», «Ревельский турнир» и др.) писатель рисует мир мрачного средневековья, но этот мир позволяет автору создать образы сильных людей, наделенных энергией и страстями. В русских повестях преобладает национально-героическая тематика. В повести «Роман и Ольга» оживают картины борьбы вольного Новгорода за независимость; повесть «Измена» посвящена событиям Смутного времени. В ней Бестужев стремится создать более сложный романтический характер. Образ Владимира Ситцкого антиисторичен, но в нем проглядывают черты типичного отверженного героя-индивидуалиста, находящегося в непримиримом конфликте с обществом. Бестужев здесь выступает прямым предшественников юного Лермонтова. Условность исторических повестей Бестужева вызвала ироническую оценку Пушкина: «Полно тебе писать быстрые повести с романтическими переходами, это хорошо для поэмы байронической. Твой Владимир говорит языком немецкой драмы. Роман требует болтовни: высказывает все на чисто». Пушкин, однако, высоко оценил простонародные сцены в повести Бестужева, отдав им предпочтение перед высокими романтическими страстями: «Но описание стана Литовского, разговор плотника с часовым прелесть».
Действительно, дарование Бестужева-прозаика ярче всего проявлялось в тех повестях, где он скупо и точно описывал военный быт - то, что он сам хорошо знал как военный офицер - «Вечер на бивуаке», «Второй вечер на бивуаке» (1822 - 1823 гг.).
После декабристского восстания в творчестве Бестужева наступил значительный перерыв - вплоть до 1830 г. Повести этого периода посвящены современной жизни советского общества - но в современной жизни автор ищет происшествия исключительные; его герои - страстные натуры, противостоящие неизменной действительности. Яркий эмоциональный стиль, ассоциативно-метафорическая речь, разнообразие сюжетных положений сделали Бестужева-Марлинского подлинным кумиром 1830-ых гг. В 1830 г. проза постепенно выходила на авансцену русской литературы, в ней появились уже новые реалистические сюжеты и герои. В новом историко-литературном контексте повести Бестужева-Марлинского (не без влияния Белинского, буквально разгромившего их в своих статьях) стали уже восприниматься как явление эпигонского романтизма.
3. Драматургия начала XIX в. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Во 2-ой половине 1820-х гг. почти одновременно и независимо друг от друга в русской драматургии появились два произведения, ознаменовавшие рождение реалистического периода в истории русской литературы - трагедия Пушкина «Борис Годунов» и комедия Грибоедова «Горе от ума». Обе пьесы встретили восторженный прием современников - настолько разительно контрастировали они с общим состоянием русской драматургии. Помимо новизны и злободневности содержания трагедия Пушкина и комедия Грибоедова своим исключительным успехом были обязаны еще и невиданным доселе совершенством художественной формы.
Чтобы оценить новаторство Грибоедова-драматурга, необходимо обрисовать в общих чертах состояние русского театра в 1800 -1820-х гг.
Театр начала XIX в. занимал серьезное место в общественной и культурной жизни России, однако он, за редкими исключениями (Фонвизин), не обладал полноценными произведениями национального отечественного репертуара. До 1812 г. на сцене преобладали сентименталистские драмы на тему крестьянского и помещичьего быта, служившие неистощимым объектом для литературных пародий (Крылов). В 1809 - 1812 гг. кратковременный, но бурный успех имели патриотические трагедии В.А. Озерова, своеобразно сочетавшие черты классицистской и сентиментальной поэтики. В конце 1810 - начале 1820-х гг. центральное место в репертуаре русского театра заняла «салонная комедия» из жизни светского общества, с непритязательной любовной интригой. «Там вывел пылкий Шаховский своих комедий легкий рой», писал Пушкин в I главе «Онегина», имея в виду плодовитого комедиографа А.А. Шаховского (В I главе пушкинского романа мы найдем самый точный и блистательный очерк из истории русского театра начала века). В комедиях Шаховского и его последователей впервые наметилась так знакомая нам по пьесе Грибоедова коллизия общества и «злого ума». При этом носитель «злого ума», герой-скептик изображен мелким циником, высмеивающим все святое и терпящим в конце концов заслуженное поражение. В «Горе от ума» этот мотив решительно трансформируется - «злым гордецом»- «насмешником» Чацкий выглядит в глазах Софьи и фамусовского общества, но отнюдь не в глазах автора, а следовательно - и зрителей. Впрочем, ранние драматические опыты Грибоедова примыкали как раз к традиции «светской комедии». Большинство своих пьес, написанных до «Горе от ума», Грибоедов создал в соавторстве с другими авторами - тем же А.А. Шаховским и П. Катениным. Легкий острый сюжет позволил драматургу создавать сценические эпизоды с колоритными бытовыми зарисовками, а заодно и приобрести необходимый навык литературного мастерства. Гибкий стих и афористический стиль языка «Горе от ума», мастерская сюжетная интрига восходят к ранним драматическим опытам Грибоедова.
В «Горе от ума» Грибоедов синтезировал опыт русской общественной комедии, в которой были сильны сатирические, социально-политические тенденции («Недоросль» Фонвизина, «Ябеда» В. Капниста, «Трумф» И. Крылова), с традицией «высокой комедии» классицизма. «Высокая комедия» основана не только на комической интриге, но на развитии характеров, она нередко подходит к трагической сфере. Яркий пример подобного жанра - «Мизантроп» Мольера, ее главный герой-обличитель Альцест действительно многим напоминает Чацкого, совмещая в себе черты резонера (т.е. героя-носителя авторских идей) и молодого влюбленного героя. Комическое начало пронизывает всю пьесу Грибоедова, оно охватывает не только изображение фамусовской Москвы (смех Грибоедова здесь приобретает откровенно саркастический, обличительный характер), но и обрисовку самого Чацкого, нередко попадающего в пьесе в смешные положения. Драматическая интрига «Горе от ума» тоже развивается по законам комедийного жанра. Однако комизм «Горе от ума» - особого рода. Высокая комедия характеризуется прежде всего несовместимостью идеальных устремлений героя с низкой действительностью Чацкий - герой «высокой комедии», так как в основе его «мильона терзаний» лежит конфликт его представлений о жизненной норме с искаженными нормами общежития «века минувшего».
Лучший анализ комедии Грибоедова дал И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний». Он писал, что «горе от ума» - «это тонкая, умная, изящная и страстная комедия». Действительно, богатство ее содержания и художественное обаяние могут быть поняты только при условии, если рассматривать ее не как иллюстрацию тезиса о столкновении передового человека с крепостниками, а как динамическую, остроумную комедию, в которой едкая сатира сочетается с лиризмом и гражданским пафосом.
Несомненно злободневное социально-политическое содержание пьесы Грибоедова. Чацкий выступает как «новый человек», как представитель «века нынешнего», и в его спорах с представителями фамусовской Москвы отражен целый комплекс идей раннего декабризма: это и отношение к крепостному праву (монолог о «Несторе негодяев знатных»), и отношение к образованию, к национальной самобытности, критике чинопочитания и подхалимства («служить бы рад, прислуживаться тошно»). Непримиримость взглядов Чацкого и фамусовской Москвы ставит его в трагическую (иногда трагико-комическую) ситуацию. По замечанию И.А. Гончарова, роль Чацкого «страдательна»: в одно и то же время он и «передовой воин», застрельщик и при этом всегда жертва».
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |