Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

4. Литература сентиментализма - Н.М. Карамзин

Во 2-ой половине XVIII в. в европейской литературе утверждается новое литературное направление - сентиментализм. Его появление было вызвано кризисом просветительского рационализма. Сентиментализм возник как художественная критика абсолютизации разумного начала в человеке, в природе, в мире. «Человек велик своим чувством», - провозгласил Ж.Ж. Руссо, и эти слова стали настоящим девизом писателей сентиментального направления. Открытие богатого внутреннего мира частного человека, вне зависимости от его сословной принадлежности, явилось одним из главных завоеваний сентименталистской литературы. Сентиментализм не следует путать с сентиментальностью. Что понимали под словом «чувство» писатели нового направления? Прежде всего – «естественные чувства», т.е. чувства человека, не испорченного цивилизацией -чувства, которые соответствуют «естественной природе» человека. Здесь обнаруживается органическая связь сентиментализма с комплексом просветительских идей. Сентименталисты разделяли нормативный идеал человеческой личности, провозглашенный Просвещением. Но если у просветителей главным критерием идеальной личности являлся разум, то у сентименталистов - чувство, естественная природа. Поэтому в методе создания человеческого характера, в мотивировках сюжета сентиментализм близок просветительскому реализму. Писатель исходит, с одной стороны, из реальных закономерностей социальной среды, а с другой стороны - утверждает определяющую роль идеального начала (будь это разум или естественная природа).

Русский сентиментализм является частью общеевропейского литературного процесса и в то же время - закономерным продолжением национальных традиций, сложившихся еще в эпоху классицизма. Хронологические рамки русского сентиментализма охватывают приблизительно период с 1760 по 1810 гг.; на 1780 - 1790 гг. падает время его расцвета, связанного прежде всего с именами поэта И.И. Дмитриева и Н.М. Карамзина (1766 - 1826). Однако первые следы нового литературно-художественного течения можно заменить еще в любовной лирике А.П. Сумарокова, затем - в творчестве поэтов кружка М.М. Хераскова середины 1770-х гг. Русский сентиментализм формируется в недрах классицистской эстетики, он более дидактичен и даже рационалистичен, чем сентиментализм, связан с моралью и идеологией литературы «воспитания».

Признанным главой русского сентиментализма, его теоретиком и практиком являлся Н.М. Карамзин. На рубеже XVIII-XIX вв. он становится ведущей фигурой в историко-литературном процессе России. В его творчестве представлены практически все излюбленные жанры сентиментализма - в поэзии это дружеское послание, элегия, романс, любовная песня; в прозе - повесть, дневник, путевая литература. На страницах «Московского журнала», созданного Н.М. Карамзиным, в 1780 - 1790 гг. появляются его публицистические и литературно-критические статьи с обоснованием эстетики сентиментализма. Поэзия Карамзина - не слишком яркое явление в литературе XVIII в., но в ней намечается резкий отход автора от одической и сатирической поэзии с ее гражданским пафосом в мир интимных переживаний частного человека - и этим самым он прокладывает дорогу «легкой поэзии» 1810 - 1820 гг., в которой принципиальный отказ от гражданских тем будет носить явный отпечаток политической оппозиционности. Но первостепенное значение для русской литературы XVIII-XIX вв. имеет, конечно, проза Карамзина. В 1791 - 1792 гг. на страницах «Московского журнала» публикуются «Письма русского путешественника», типичные для сентиментальной литературы жанр путевых записок. В «Письмах» Карамзин дает в целом объективный портрет жизни Западной Европы времен Великой Французской революции; при этом Карамзин не просто рассказывает об увиденном, но и передает те чувства, которые он испытывает при путешествии, постоянно анализирует свои переживания.

Повесть - ведущий жанр литературы сентиментализма. Карамзин дал классический образец «чувствительной повести», создав «Бедную Лизу». Знаменитая фраза - «И крестьянки любить умеют» - определяет основную идею повести. Главная героиня выступает как воплощение сентиментального представления о «естественном человеке». Сюжет традиционен для литературы сентиментализма: трагическая судьба соблазненной дворянином молодой девушки из крестьянской среды. Читателей поразила новизна писателя в изображении внутреннего мира героев - выразительность жеста, лирический пейзаж, недоговоренность фразы.

Другая повесть Карамзина - «Наталья, боярская дочь» - была первой попыткой создать историческую повесть довольно условным (бытовые детали эпохи, слегка архаизированная лексика). Характеры, мироощущение, чувства, поступки и речи героев повести, Натальи и Алексея, свойственны скорее влюбленным XVIII в., чем молодым людям допетровской Руси. Но сам принцип изображения исторического прошлого через частную жизнь человека явился новым словом в русской литературе XVIII в.

Совершенно особое место в прозе Карамзина занимает рассказ-миниатюра «Остров Борнгольм» и повесть «Сиерра-Морена». В них явственно отразился тот кризис, который пережил Карамзин (а вместе с ним многие его современники) после якобинского террора во Франции, когда все просветительские надежды на мирное преобразование общества оказались разбитыми вдребезги. «Столетье безумно и мудро» обнажило катастрофичность самого человеческого бытия, разум оказался бессилен перед лицом иррационального к этому времени зарождается у Карамзина его замысел «Истории государства Российского» - для того, чтобы в истории родной страны обрести опору, найти ответы на больные и тревожные вопросы современности.

В маленьком рассказе (или новелле) «Остров Борнгольм» таких ответов нет. Но в нем есть ощущение резкого и непоправимого разрыва между идеалом и действительностью. Это уже черта не сентименталистского, а нового - романтического - мироощущения. В рассказе проступает черты предромантизма. Лиричный северный пейзаж, суровая обстановка готического замка, атмосфера недосказанности, намек на преступную кровосмесительную страсть - все это делает рассказ Карамзина настоящим шедевром русской предромантической прозы.

Творчество Карамзина-прозаика подготавливало реформу русского литературного языка, глашатаем которой он станет в начале XIV в., объединив вокруг себя молодых писателей нового поколения.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика