Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Жилищное право РФ

Из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст.3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимается в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки С.

Таким образом, положение ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РСФСР как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, приводит к нарушению ст. 18, 19 (часть 1), а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст.27 (часть 1), 40 (часть 1) и не согласуется с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (часть 2 и 3) Конституции РФ, вместе с тем, часть 2 ст.54 Жилищного кодекса РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречит указанным конституционным нормам.

Уже после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации названного выше решения Правительство Российской Федерации приняло постановление «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 г. №713 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст.2939), а Министерство внутренних дел утвердило 23 октября 1995 г. соответствующую Инструкцию о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которая была утверждена приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 393 и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 1995 г. № 9801. В них конкретизируются нормы Закона о праве гражданина на свободу передвижения. Но поскольку в настоящее время все еще действуют региональные документы, которые регулируют прописку без учета норм Конституции РФ и других нормативных актов, нельзя говорить об ее окончательной отмене.

Право на жилище закреплено в Конституции Российской Федерации в числе основополагающих социально-экономических прав граждан. Согласно Ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жильем.

Это право имеет две составляющих: во-первых, право на жилище означает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, во-вторых, юридическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.

Основные принципы реализации данного конституционного права граждан России, общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере определены в Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 3. Ст.99) В соответствии с данным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма жилых помещений, аренды, купли-продажи.

Анализ конституционных норм и положений, предусмотренных федеральным законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище может быть реализовано различными способами. Так, Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» в ч.1 ст.2 говорит, что право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Таким образом, право на жилище может быть реализовано:

1) путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Порядок и условия предоставления жилого помещения в этом случае определяют органы государственной власти Российской Федерации, республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Конституция предусматривает ограниченный круг граждан, имеющих такое право. Ч.3 ст.40 Конституции РФ, говорит, что малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Однако это конституционное ограничение не согласуется с Жилищным кодексом РСФСР. Жилищный кодекс подпадает под фразу «указанные в законе» части 3 ст.40 Конституции РФ, где право на бесплатное предоставление жилья провозглашено для всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от имущественного положения.

 

2008-09-16 08:23:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52                                              
Яндекс.Метрика