Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Бюджет и его роль в экономическом и социальном развитии государства

Доходы и расходы федерального бюджета

Федеральный бюджет Российской Федерации - главное звено в бюджетной системе. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения, которые направляются на финансирование народного хозяйства, социальной сферы, содержание органов государственного управления, укрепление обороноспособности страны, правоохранительную деятельность, поддержку субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий, что дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивая их на приоритетных участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику государства.

Федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования средств можно получить из анализа исполнения федерального бюджета. Приведем данные за 1997-2000 гг. по структуре доходов и расходов федерального бюджета (табл. 6, 7).


Таблица 6

Структура доходов федерального бюджета за 1997—2000 гг., в %


Вид доходов

1997

1998

1999

2000

Доходы, всего

В том числе:

Налоговые доходы

Из них:

налог на прибыль (федерал.) предприятий и организаций

подоходный налог с физич. лиц

налог на добавленную стоимость

акцизы

налоги на внешнюю торговлю и внешние операции

платежи за использование природных ресурсов

прочие

Неналоговые доходы

Из них:

от внешнеэкономической деятельности

от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности

другие

Доходы целевых бюджетных фондов

100,0


75,4


13,9

-

70,0

-

11,4

2,8

1,5

12,9



20,2

60,4

19,4

11,7

100,0


78,0


14,8

-

67,2

-

15,5

1,4

1,1

12,1



34,1

52,6

13,3

7,8

100,0


83,3


19,8

-

60,3

-

16,9

2,1

0,9

7,1



71,9

15,8

12,3

9,0

100,0


85,6


18,5

2,8

38,5

13,6

23,7

1,9

1,0

6,2



52,1

40,8

7,1

8,2


Из приведенных данных видно, что основную часть доходов федерального бюджета составляют налоговые платежи, доля которых за последние годы постоянно растет. Значительную долю в налоговых поступлениях составляют налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы), доля которых, хотя и сокращается с 70% в 1997 г. до 52,1 в 2000 г., но остается все же значительной. За последние годы возросла доля налога на прибыль (доход), прирост капитала (подоходный налог и налог на прибыль), что говорит об улучшении экономического положения и росте промышленного производства.

Показателен также рост доли доходов от поступлений налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции более чем в 2 раза. Это показывает, с одной стороны, рост объема внешнеторговых операций, с другой стороны - ужесточение таможенной политики, что подтверждает и рост доли поступлений от внешнеэкономической деятельности в неналоговых доходах.

На наш взгляд, необоснованно низка доля в налоговых доходах от платежей за использование природных ресурсов. Правительство должно принять меры для увеличения данного вида поступлений. Существующие ставки налога на добычу полезных ископаемых составляют от 6 до 16% и, как правило, устанавливаются на низшей отметке. Необходимо ввести твердую ставку в зависимости от добычи на каждую тонну нефти, газа и т.д., с необходимыми коррективами на курс доллара и мировых цен.

Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета за 1997-2000 г. приведены в табл. 7.


Таблица 7

Структура исполнения федерального бюджета, %


Разделы бюджетной классификации

1997

1998

1999

2000

Государственное управление

Международная деятельность

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, судебная власть

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Промышленность, энергетика, строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

Расходы на социальную сферу

Обслуживание государственного долга

В том числе:

внутреннего долга

внешнего долга

Пополнение госзаказов и резервов

Финансовая помощь другим уровням власти

Прочие расходы

Всего расходов (без расходов целевых бюджетных фондов)

2,2

0,6

17,3

9,6

2,3

6,4

2,1

0,6

0,8

1,4

13,0

25,5


20,2

5,1

2,0

13,9

2,0

100,0

2,5

4,0

14,7

8,4

1,4

3,5

1,1

0,5

0,3

1,6

13,9

33,6


24,3

9,3

0,9

12,5

1,2

100,0

2,4

9,6

19,1

9,9

1,8

2,8

1,5

0,5

0,2

1,2

14,0

26,7


12,1

14,6

0,1

10,2

0,2

100,0

2,9

4,8

22,3

12,3

2,0

4,1

1,6

0,5

0,2

1,4

15,5

20,1


7,4

12,7

0,1

11,8

0,4

100,0


Как видно из таблицы, одним из основных приоритетов бюджетных расходов остаются расходы на социальную сферу, доля которых в расходах федерального бюджета постоянно увеличивается. Приоритетом остается правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства и финансирование судебной системы. Расходы на национальную оборону являются важнейшим бюджетным приоритетом всех государств. Доля расходов на национальную оборону составила в 2000 г. самую большую часть - 22,3%. Расходы на обслуживание государственного долга еще достаточно велики, и погашение ложится тяжким бременем на федеральный бюджет. На наш взгляд, важным приоритетным направлением является содействие научно-техническому прогрессу, фундаментальные исследования, прежде всего в сфере высоких технологий, но объем средств, направленных в эту сферу недостаточен, хотя за последние годы (1999-2000) доля в расходах возросла. Но по результатам исполнения I полугодия 2000 г. опять сократилась и составила только 1,6%. Наиболее существенные сокращения произошли по разделу «национальная экономика» (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, информатика и др.).

Доля расходов уменьшилась с 9,9% в 1997 г. до 6,4%, что вызвано продолжающимся сокращением расходов на поддержку тех отраслей, где расходы федерального бюджета являются неэффективными: жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство и другие отрасли. Субсидии этим отраслям, на наш взгляд, должны предоставляться на региональном и местном уровнях. После сокращения доли в расходах на финансовую помощь бюджетам других уровней в 1997-1999 гг., в 2000 г. доля этих расходов снова выросла до 11,8%, а по результатам исполнения федерального бюджета за 6 месяцев 2001 г. составила 17,1%.

Важным источником сокращения бюджетных расходов является сокращение расходов на государственное управление. Прежде всего, нужно пересмотреть структуру органов государственного управления с целью устранения дублирующих друг друга функций государственных органов и устранения неэффективных и бюрократических функций. Расходы на управление по данным табл. 7 продолжают расти.

На 2001 г. расходы утверждены в сумме 1 193,5 млрд р., за I полугодие 2001 г. исполнены в сумме 653,7 млрд р. (54,8%). Доходы утверждены в размере 1 193,5 млрд р., исполнены на сумму 712,8 млрд р.(59,7%). Как видно, рост доходов опережает расходы.

 

2011-04-01 09:00:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Яндекс.Метрика