Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономики

7.2. Основные направления экономического развития Германии и Японии в период между первой и второй мировыми войнами

Германия, сыгравшая наиболее активную роль в подготовке первой мировой войны, оказалась самой тяжелой ее жертвой. Она не только не добилась передела мира в свою пользу, но потеряла важную часть территории, лишилась значительных материальных и трудовых ресурсов. По Версальскому договору Германия должна была вернуть Франции Эльзас и Лотарингию, передать ей угольные шахты Саара, Польше были переданы Познань и Западная Пруссия, часть районов Померании. В целом Германия потеряла 13,5% территории, на которой проживало 10% населения, производилось 20% чугуна, добывалось 75% железной руды и цинка, 20% угля. Германия также потеряла и свои колонии. Сумма репараций была определена в размере 132 млрд. марок. В счет оплаты репараций были конфискованы тысячи вагонов, паровозов, скота и др. Германия должна была также поставлять странам-победительницам уголь, химикаты, строительные материалы.

Экономический кризис продолжался вплоть до 1924 г. Астрономические масштабы приняла инфляция. За 6 лет к 1920 г. количество денег в обращении возросло в 25 раз. Деньги стали дешевле бумаги, на которой они печатались. Дневной заработной платы квалифицированного рабочего не хватало даже на питание, носить ее приходилось корзинками. Однако инфляция приводила к обогащению предприимчивых предпринимателей за счет получения крупных кредитов. Возврат их в условиях инфляции уменьшал реальную стоимость кредитов в несколько раз. Инфляцию использовали и землевладельцы, освободившиеся от банковской задолженности путем выплат обесцененных денег.

Стабилизация экономики Германии начинается с 1924 г. Большую роль сыграли громадные займы, предоставленные США и Англией. Общая сумма иностранных инвестиций в 1924-1929 гг. достигла 21 млрд. марок. 2/3 основного капитала промышленности составляли кредиты. Одновременно с выходом из кризиса усиливались процессы монополизации экономики. Созданный в 1925 г. химический концерн «И.Г. Фарбениндустри» сразу стал крупнейшим в Европе, 6 рурских концернов контролировали 65% производства чугуна и 60% добычи каменного угля, «Стальной трест» контролировал 43% производства чугуна, 40% стали и железа, в электротехнической промышленности господствовали «АЭГ» и «Сименс». Ускоренными темпами развивались отрасли тяжелой промышленности, машиностроение, электротехническая и химическая промышленность. В результате по общему объему промышленного производства Германия вышла на 2-е место в мире.

Постепенно восстановились и международные позиции Германии. Стоимость экспорта превысила довоенный уровень почти на 3 млрд. марок, финансовый капитал страны присутствовал в 200 из 300 международных монополиях.

Наметившийся экономический подъем был прерван мировым кризисом 1929-1933 гг. Падение производства продолжалось непрерывно, а объем промышленной продукции в целом уменьшился на 40%. При этом в тяжелой промышленности падение производства шло опережающими темпами: в машиностроении - на 62%, судостроении - 80%, выплавке чугуна - на 70%. Германия установила европейских рекорд по уровню и длительности безработицы (2-4 года). К 1933 г. число безработных приближалось к 9 млн. чел., что составляло примерно 1/2 численности лиц наемного труда, лишь 1/3 рабочих была загружена полную рабочую неделю. Мизерные пособия по безработице получали лишь 20% безработных. Под влиянием промышленного кризиса ухудшилось положение и в сельском хозяйстве. Снижение покупательной способности ограничивало сбыт продукции, а дотации государства получали в основном крупные хозяйства. В результате в 1932 г. было продано 560 тыс. га крестьянской земли.

Тяжелое экономическое положение означало конец Веймеровской республики, фактическое признание бесперспективности демократических методов управления и признания целесообразности диктатуры. 30 января 1933 г. президент Гиндербург назначает Гитлера рейхсканцлером и начинается период фашистской диктатуры.

Основным содержанием экономической политики фашизма становится всеобщая милитаризация как основное направление выхода из кризиса на основе преимущественно административного управления экономикой. Основными направлениями экономической политики правительства в этот период являлись: - формирование сложного государственного аппарата для административного регулирования экономики и ее регламентации. Создаются ряд государственных структур, реализующих милитаристскую экономическую политику. Государственную экономическую политику направлял Генеральный совет немецкого хозяйства, в состав которого вошли 12 представителей крупнейших монополий. Организация промыслового хозяйства, построенная по отраслевому принципу, направляла развитие промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и строительного дела. Одновременно начинается формирование и территориальной структуры управления. Административные методы управления экономикой становятся преобладающими;

- принудительное картелирование экономики. Реформа акционерных обществ ликвидировала все общества, имевшие капитал менее 100 тыс. марок, а для открытия новых необходим был капитал в 500 тыс. марок и более, происходила «ариизация капиталов». Это привело к концентрации производства и созданию в ряде отраслей промышленности объединения фирм. С 1934 г. министр экономики получил полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск и слияние, мог назначать их руководителей. Были образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта, через которые проводились государственные решения в области экономики;

- всеобщая милитаризация экономики становится главным направлением экономической политики. Она проводилась ускоренными темпами и рассматривалась как основное средство выхода из кризиса. Военные расходы в 1933-1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новейшие заводы по производству военной техники, запасы сырья и продовольствия, денежные фонды передавались в руки военных, проводилась стандартизация железных дорог, стальных изделий и деталей машин. В целом за период 1929-1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25%. Особенно быстрыми темпами развивались отрасли, «работавшие» на войну. Была расширена добыча железной руды, увеличилось производство нефтепродуктов, синтетических материалов, станков, автомобилей. Государственные заказы стали источником значительных доходов крупнейших монополий. Валовой доход «И.Г. Фарбениндустри» увеличился с 48 млн. марок в 1939 г. до 363 млн. В 1939 г., прибыль концерна Круппа возросла с 118 млн. до 395 млн.;

- развитие государственного сектора в экономике. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд. марок, а в 1939 г. - 17,0 млрд. рейхсмарок;

- государственное регулирование сельского хозяйства под контролем Имперского сословия по продовольствию. Предполагая создание продовольственных резервов, государство вводит систему принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. Закон «О наследственных дворах» (1933 г.) объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и передаваемыми по наследству только старшему сыну. Тем самым сельское население было разделено на крестьян и сельских хозяев. Последним государство регламентировало практически всю хозяйственную деятельность, предписывало, что сеять, что сдавать государству и по каким ценам. Они становились «солдатами фронта питания»;

- государственный контроль над рынками рабочей силы. Рабочие и предприниматели были объединены в единый «Немецкий трудовой фронт», претендовавший на реализацию идей о социальном партнерстве труда и капитала. Декларировалась идея о прекращении классовой борьбы на основе превращения каждого рабочего в «солдата труда», а фабриканта - в их «фюрера». Были уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, отменены коллективные договоры, запрещены стачки и забастовки. Постепенно начинает формироваться система трудовой повинности: первоначально с 1935 г. для молодежи 19-25 лет как средство сокращения безработица, а с 1938 г. трудовая повинность становится всеобщей. Вводится запрет на произвольную смену места работы.

Все эти социально-экономическое преобразования привели к формированию в Германии тоталитарной административной модели экономики с жесткой централизацией управления.

Япония в период 1919-1939 гг. обеспечила значительный рост своей национальной экономики. Однако послевоенный экономический кризис 1920-1921 гг. достаточно сильно отразился на Японии в силу ее большой зависимости от внешнего рынка: уровень промышленной продукции снизился на 20%, экспорт -на 40%, импорт - на 30%. Он показал наиболее слабые стороны японской экономики: неравномерность развития отдельных отраслей промышленности, отставание сельского хозяйства, появление большого числа предприятий спекулятивного характера.

Период промышленного подъема (1924-1926 гг.) привел к быстрому росту строительной, металлургической, судостроительной, машиностроительной и других отраслей промышленности. Однако ведущую роль в экономике страны играла хлопчатобумажная промышленность, производившая 40% всего промышленного производства.

Одновременно шел процесс концентрации производства, и японский крупный капитал все более укреплял свои позиции в главных отраслях экономики. Особенностью формирования монополистических объединений в Японии было объединение предприятий в виде семейных концернов - дзайбацу, - управление которыми осуществляла головная семейная компания. Если финансово-промышленные корпорации в Европе и США формировались на основе конкуренции, концентрации и централизации капитала, то финансово-промышленный капитал Японии строился на основе особых торгово-промышленных привилегий, даваемых государством некоторым семейным кланам. Тесные семейные связи делали дзайбацу предприятиями закрытого типа, акции которых не имели широкого хождения. Эти предприятия имели универсальный многоотраслевой характер. Так, концерн Мицубиси в 20-е годы контролировал около 120 предприятий в электротехнической, металлургической, горнорудной, хлопчатобумажной, судостроительной промышленности, а также железнодорожные предприятия.

Еще одной важной особенностью экономического развития Японии в этот период была значительная роль государственного сектора, превосходившего в техническом отношении частный. Государство осуществляло примерно 2/3 всех инвестиций в национальную экономику и играло роль крупнейшего предпринимателя.

Мировой кризис 1929-1933 гг., как и в других странах, обострил социально-экономическую ситуацию. В этот период усиливаются призывы к милитаризации экономики Японии. Был разработан курс на развертывание военно-инфляционной конъюнктуры, в соответствии с которым был запрещен вывоз золота, ускорился выпуск бумажных денег, возросли ассигнования правительства на военные  заказы  (73% расходов  бюджета в 1937/1938 гг.), которые приносили предпринимателям очень высокие прибыли.

Одновременно принимается закон «О всеобщей мобилизации нации» (1939 г.), составленный по типу законов военного времени. В соответствии с ним правительству предоставлялись неограниченные полномочия для концентрации материальных и людских ресурсов, право контроля над промышленностью, ликвидируются профсоюзы. Во всех отраслях были созданы «контрольные ассоциации», регулирующие всю производственную деятельность компаний, вводилась и новая «структура труда».

Реализация правительственной программы милитаризации экономики привела к значительным успехам в развитии экономики страны в целом, но главным образом в отраслях, ориентированных на производство военной продукции. За 1931-1938 гг. объем промышленной продукции вырос в 1,6 раза, продукции металлургии - в 10 раз, машиностроения - в 6,7 раза, сформировались как самостоятельные отрасли самолетостроение и автомобилестроение. При этом доля отраслей тяжелой промышленности возросла с 32,2 до 60,8%, а доля текстильной промышленности снизилась с 31,4 до 20%.


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные экономические последствия первой мировой войны для Германии.

2. Какие процессы лежали в основе преодоление послевоенного кризиса в Германии?

3. Как отразился на экономике Германии мировой кризис 1929-1933 гг.?

4. Дайте характеристику основным направлениям экономического развития Германии после кризиса 1929-1933 гг.

5. Какие методы государственного управления экономикой преобладали в этот период и почему?

6. Как Вы понимаете социальное партнерство труда и капитала в условиях милитаристской Германии?

7. Назовите особенности монополизации японской экономики.

9. Каковы методы и последствия проведения курса на милитаризацию экономики в Японии?


7.3. Замедление темпов экономического развития Англии в межвоенный период

Результаты первой мировой войны для экономики Англии были достаточно противоречивыми. Наряду с колоссальными военными расходами, потерей большей части военно-морского флота, сокращением выпуска промышленной продукции на 20%, ухудшением внешней торговли и роста дефицита торгового баланса, нарушением традиционных внешнеэкономических связей Англии и т.д., в годы войны происходил и рост производства преимущественно за счет развития новых отраслей промышленности - автомобильной, авиационной, химической, сталелитейной при сокращении производства в старых отраслях в условиях государственной протекционистской политики. Правительство предприняло ряд мер, направленных на развитие сельского хозяйства. Так, были гарантированы цены на сельскохозяйственную продукцию, фиксировалась минимальная заработная плата для рабочих.

Как и в других странах, в Англии в период войны усилилась экономическая роль государства в управлении экономикой. Имело место принудительное кооперирование мелких и средних предприятий, происходили слияния банков. В 1916 г. для координирования деятельности государства и частного бизнеса, совместного противостояния иностранным конкурентам была создана Федерация британской промышленности. В 1921 г. правительство приняло решение о частичном восстановлении контроля над железными дорогами и с этой целью объединило компании в 4 региональные группы. Возросла роль государства и в регулировании социальных проблем. Оно принимало участие в реализации программ помощи безработным, жилищного строительства, развитии системы народного образования.

Некоторое торговое и промышленное оживление 1919-1920 гг. не было долговременным. Непрочность стабилизации экономики в этот период во многом была обусловлена традиционной структурой британского хозяйства. Основным источником доходов страны по-прежнему был так называемый «невидимый экспорт» - вывоз капитала, международные банковские операции. Поэтому Англия не проводила активное инвестирование в национальную промышленность что приводило к техническому и технологическому отставанию основных отраслей экономики, снижению темпов их роста и, в конечном счете, снижению конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке.

В целом экономика Англии в 20-е годы развивалась неравномерно. Сравнительно быстрыми темпами росло производство в новых отраслях промышленности, на предприятиях которых проводилась реконструкция и модернизация материально-технической базы, внедрялась механизация производственных процессов, повышалась энерговооруженность производства. Развитие этих отраслей промышленности приводило к росту концентрации и централизации производства. Так, в металлургии 70% всего производства железа и стали приходилось на долю 20 фирм.

Одновременно старые отрасли экономики не только не увеличивали темпы роста, а находились в состоянии застоя. Добыча угля с 1913 по 1928 гг. сократилась более чем на 17%, производство в текстильной промышленности упало с 39 до 34%, производственные мощности предприятий черной металлургии были загружены лишь на 1/2.

7.3.1. План экономии Дж. Мэя

Экономический кризис 1929-1933 гг. проявился и в Великобритании. Объем промышленного производства сократился на 15%. Особенно сильно влияние кризиса испытали традиционные отрасли - угольная, металлургическая и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в два раза, в 1932 г. безработными стали 35% всех рабочих.

В связи с более медленным развитием Великобритании в предкризисный период, она позже, чем другие страны, испытала кризисные потрясения. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда объем производства снизился на 23%. В 1931 г. разразился финансовый кризис. Неустойчивое положение английской валюты привело к тому, что иностранные держатели вкладов стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшился золотой запас страны.

В Великобритании в этот период существовало своеобразное понимание конкретных мер государственного регулирования экономики. Единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных финансовых условий, в первую очередь бюджетных. Фактически не воспринималась необходимость увеличения государственных расходов, особенно при несбалансированном бюджете. Поэтому основной целью банкиров и правительства было исправление дисбаланса бюджета, торговли и кредита, а не поддержание промышленности и увеличение занятости.

В 1931 г. была создана Комиссия по национальной экономике под руководством финансиста Дж. Мэя, которая на основе изучения экономической ситуации выработала рекомендации по дальнейшему развитию экономики. Основными положениями доклада Комиссии были:

- уменьшение государственных расходов, включая уменьшение выплат пособий по безработице;

- уменьшение окладов государственных служащих и учителей;

- сокращение общественных работ;

- возрастание вкладов населения на социальное страхование при сокращении выплат. Одновременно были снижены на 10% пособия по безработице. Вводится закон о проверке нуждаемости безработных;

- увеличение прямых и косвенных налогов;

- перераспределение бюджетных средств из менее существенных отраслей в те, которые могут улучшить структуру экономики и смягчить социальную напряженность.

Отмена золотого паритета фунта стерлингов в 1931 г. и снижение его стоимости на 30% привело к повышению внутренних цен. В 1931-1932 гг. таможенные пошлины на импортные товары составляли не менее 10%, кроме некоторых видов сырья и сельскохозяйственных продуктов. Протекционистская политика правительства ограждала внутренний рынок от иностранной конкуренции и позволила не только развить отечественную промышленность, но и улучшить платежный баланс страны. Проводя протекционистскую политику, Англия могла навязывать другим странам более выгодные для себя условия торговых договоров. Так, например, Дания обязалась покрывать за счет импорта из Англии 80% своей потребности в угле, чугуне и стали.

Одновременно предпринимается ряд шагов, направленных на укрепление позиций Англии в мире. Вследствие обесценения фунта положение английских товаров на мировом рынке несколько улучшились, увеличилась доля Англии в мировом экспорте. В 1931 г. для укрепления позиций английской валюты был создан стерлинговый блок, объединивший Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Португалию, Грецию и некоторые другие страны, которые фиксировали курсы своих валют в соответствии с курсом английского фунта. Валютные резервы этих стран хранились в основном в Лондоне, а фунт был расчетной единицей в торговле между странами блока, что давало возможность английскому фунту обслуживать 40-50% мирового товарооборота.

Жесткое регулирование государственного бюджета привело к тому, что в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены пособия по безработице, урезанные заработные платы, был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости.

Большую роль в выходе страны из кризиса сыграли снижение доходов от вывоза капитала и переориентация инвестиционных потоков на внутренний рынок, защищенный протекционистской государственной политикой. За период 1931-1936 гг. иностранные инвестиции Англии выросли с 41 до 61 млн. ф.ст., а внутренние возросли с 89 до 217 млн. ф.ст. Переориентации частных инвестиций на внутренний рынок способствовала и проводимая правительством политика «дешевых кредитов». Все это обеспечивало английскую промышленность капиталовложениями и значительно содействовало ее росту.

Для Англии, как и для некоторых других стран Европы, была характерна неравномерность развития различных отраслей. Так, если угольная, текстильная и судостроительная отрасли промышленности в 1937 г. даже не достигла уровня 1929 г., то производство чугуна и стали превысили показатели этого периода. Рост производства промышленной продукции происходил за счет оживленного жилищного строительства и развития новых отраслей промышленности - моторостроения, автомобилестроения, самолетостроения, производства радиоаппаратуры. Происходило большое расширение военного производства, что стимулировало экономический рост в смежных отраслях промышленности. Однако общая хроническая недогрузка производственных мощностей и безработица в целом по стране сохранялась на высоком уровне.

Мировой промышленный кризис и постепенное оживление экономики содействовали дальнейшей концентрации английской промышленности. В 1935 г. в машиностроении на крупных предприятиях (более 1000 чел.) было сосредоточено более 2/5 рабочих всей отрасли. В автомобильной промышленности на долю таких предприятий приходилось 58% рабочих, в электротехнической - 60, в авиационной - 76,5%. В черной металлургии не более 10 фирм контролировали производство 3/4 всего металлургического производства страны.

Сельское хозяйство Англии в этот период испытывало на себе ряд благоприятных тенденций. Поскольку проводимые правительством протекционистские меры в меньшей степени защищали производителей сырья и продовольствия, то правительство широко применяло субсидирование сельского хозяйства. К середине 1939 г. гарантированные цены были установлены на все основные продукты отечественного сельского хозяйства. Государственные субсидии составляли до 8% стоимости товарной продукции сельского хозяйства.

Развитие сельского хозяйства сдерживалось низким уровнем заработной платы. Происходил отток рабочей силы и сокращение пахотных земель. Это несколько компенсировалось применением сельскохозяйственной техники и повышением культуры земледелия. Однако накануне второй мировой войны Англия удовлетворяла за счет своего сельского хозяйства лишь около 30% потребности страны в продовольствии. Для ликвидации этого весьма неблагоприятного для страны положения в предвоенный период происходит активное проникновение в сельское хозяйство промышленных и торговых монополий на основе поощрения со стороны правительства притока капиталов в сельское хозяйство. В результате этого в сельском хозяйстве Англии создаются крупные фирмы. Монополистические объединения полностью контролировали снабжение населения молоком. Перед второй мировой войной в стране не было фактически ни одного вида сельскохозяйственного производства, ни одного сельскохозяйственного района, развитие которого прямо или косвенно не зависело бы от банковских, промышленных и торговых компаний.

Таким образом, несмотря на общее ослабление своих позиций накануне второй мировой войны, Англия смогла сохранить достаточно серьезные позиции на мировом рынке. Даже утратив роль центра мировой торговли, Англия все же сохранила за собой одно из ведущих мест среди других стран.


Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были последствия первой мировой войны для английской экономики?

2. Дайте характеристику экономической роли государства в Англии в послевоенный период.

3. Какое значение имело сохранение традиционной структуры английской экономики в этот период?

4. Какую роль в преодолении экономического кризиса сыграла протекционистская политика государства?

5. Назовите специфические черты развития сельского хозяйства в Англии. Какую роль в его развитии сыграло государство?


7.4. Экономическое развитие Франции после первой мировой войны

Первая мировая война оказала серьезное влияние на социально-экономическое развитие Франции и на ее положение среди других капиталистических стран. В межвоенный период усиливается неравномерность ее экономического развития, происходят важные структурные сдвиги, усиливается государственное регулирование экономики.

В результате войны Франция, на территории которой шли военные действия, понесла тяжелые материальные и людские потери. Из строя было выведено 6 тыс. км железных и 52 тыс. км шоссейных дорог, были разрушены тысячи заводов, шахт, фабрик, жилых домов, погибла 1/2 торгового флота, были подорваны национальные финансы. Франция из страны-кредитора превратилась в страну-должника. Общий государственный долг составлял 300 млрд. франков.

В послевоенный период усилился процесс концентрации и централизации капитала, окрепли позиции национальных монополий. В тяжелой промышленности «Комитет де форж» (Комитет тяжелой промышленности) объединял 250 металлургических компаний, из которых 6 крупнейших сосредоточили 3/4 всего производства чугуна и стали; возросло могущество Центрального объединения шахтовладельцев, объединения горнометаллургических предприятий, Центрального комитета французских судовладельцев. В добыче угля господствовали три крупнейшие компании, в химической - пять, в пищевой - три, в автомобилестроении - три, в электротехнической - одна. Вместе с тем одной из характерных черт послевоенной экономики Франции было большое число мелких и средних предприятий в промышленности и торговле.

В связи с ростом крупной промышленности увеличилась и численность рабочего класса, возросла прослойка индустриальных рабочих. Социальное противостояние, рост числа забастовок вынудили правительство разработать специальную программу, которая предусматривала возможность заключения коллективных договоров, выплату пособий по безработице, пенсий рабочим и служащим по старости, болезни и инвалидности.

В экономике Франции сельское хозяйство играло значительную роль. В 1921 г. сельское население составляло 53,6% всего населения страны. Общие тенденции экономического развития оказали влияние и на аграрный сектор экономики. Также усилился процесс концентрации крупной земельной собственности, в то время как мелкая крестьянская собственность все более дробилась. Так, на долю крупных хозяйств (более 40 га), составлявших всего 3,3% от общего числа всех хозяйств, приходилось 45,6% обрабатываемых земель, а мелкие (до 1 га), составлявшие 38,5% от общего числа хозяйств, владели лишь 2,6% земель. Около 1/4 всех хозяйств составляли хозяйства крестьян-арендаторов.

В 1924 г. начался период стабилизации, имевший во Франции ряд особенностей: высокие темпы промышленного роста - 5% в год (Франция уступала первенство по темпам экономического роста только США); слабая энерговооруженность и техническая оснащенность промышленности приводили к удорожанию отечественных товаров и затрудняли их сбыт на внешних рынках; сельское хозяйство в отличие от промышленности находилось в состоянии застоя. Определенный толчок для экономического роста в этот период имел возврат Эльзаса и Лотарингии, получение немецких репараций, формирование устойчивого внутреннего рынка для отраслей тяжелой промышленности в связи с восстановлением разрушенного хозяйства. В период стабилизации совершенствуется отраслевая структура экономики, быстро развиваются новые отрасли промышленности: авиация, автомобилестроение, радиотехника, кинопромышленность и др., интенсивнее используются и внедряются передовая техника и технология.

Одновременно во Франции усиливается экономическая роль государства, происходит развитие государственных методов регулирования экономики. Особенностью Франции является то, что меры государственного регулирования во многом были направлены на макроэкономическое регулирование в целом, на координирование развития всей экономики страны. Для реализации государственного регулирования экономики были созданы координирующие органы: Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, в состав которых входили и крупные предприниматели. Центром распределения всех субсидий был Государственный банк «Национальный кредит».

Мировой кризис 1929-1933 гг. в наибольшей мере развернулся во Франции несколько позже, чем в других странах. Падение промышленного производства наметилось во Франции в 1930 г. и не было таким быстрым, как в США. Наиболее тяжелыми периодами были 1932 и 1935 гг. В целом за годы кризиса производство в машиностроении упало до 69,6% от уровня 1929 г., производство средств производства - до 80%, выплавка чугуна и стали - почти до 50%. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще с середины 20-х гг. страдала недогруженностью производственных мощностей и низкой технической оснащенностью. Не выдерживая конкуренции США, Германии и Англии, в 2 раза уменьшились объемы внешней торговли. В целом импорт и экспорт сократился на 65% от уровня 1930 г. Крах одного из крупнейших банков Франции -банка Устрика - привел к банкротствам ряда других, более мелких банков.

Ухудшились материальные условия жизни значительных слоев населения, падала заработная плата, росла безработица (в 1930 г. 1 млн. чел.) Очень сильно пострадали от кризиса средние слои городского населения. Доходы мелкой буржуазии снизились на 30%, разорились более 100 тыс. мелких предприятий.

Однако кризис выполнял в определенной мере и оздоровительные функции: поражая в первую очередь неэффективные предприятия, ускорил структурную перестройку экономики и техническое перевооружение предприятий. Усиливаются позиции и влияния дирижистов - сторонников необходимости государственного регулирования экономики, которое затрагивало во Франции в большей степени государственный сектор экономики. Основными формами государственного воздействия на экономику в этот период были: предоставление государственных заказов и кредитов, налоговых и таможенных льгот прежде всего предприятиям ВПК; выплата премий крестьянству за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая; социальная программа помощи безработным и т.д.


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные последствия первой мировой войны для экономики Франции.

2. Каково было соотношение крупных и средних предприятий в экономике послевоенной Франции?

3. Как проходила стабилизация экономики Франции? Какую роль в этом процессе играло государство?

4. Назовите основные последствия мирового кризиса 1929-1933 гг. для экономики Франции?


 

2011-03-15 09:00:56 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Яндекс.Метрика