Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Шпаргалка по философии

82. ЭВОЛЮЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Эстетика (от греч. aisthesis - «чувственное восприятие») - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Эстетика зародилась около 2,5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции, особенно в трудах Платона, Аристотеля и других, в Древнем Риме - в работах Лукреция Кара, К. Горация и др. В борьбе с мистическими учениями западного Средневековья о «божественной красоте» (Августина, Фомы Аквинского) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Ф. Петрарки, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винни, А. Дюрера, Дж. Бруно и др.).

Преодолевая идеи аристократической эстетики, утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (Д. Берн, Д. Дидро, Ж. -Ж. Руссо, И. Винкельман» Г, Лессинг, И. Гердер), а так же продолжатели их традиций И. Шиллер и И. Гете.

Большую роль в развитии эстетики сыграла немецкая классическая философия (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), Самое ценное в эстетической концепции Г.В.Ф, Гегеля ~ историзм в подходе к искусству, диалектический анализ его форм и категорий, понимание субстанциальной связи искусства с жизнью и т.д.

Однако эстетика немецких философов была идеалистической, что сказалось на трактовке многих ее проблем. Весь ход истории эстетики представляет собой борьбу материализма и идеализма, отражающую в конечном счете борьбу классов на каждом историческом этапе развития общества. Идеалисты рассматривали эстетические явления как порождение духа, объективного или субъективного.

Откровенной враждебностью всему земному пронизана эстетика Средневековья, провозгласившая Бога источником всякой красоты и воплощением красоты высочайшей (Августин Блаженный). В Новое время И. Кант выдвигает положение о полной «незаинтересованности» эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы - идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической эстетики.

В противоположность идеалистам материалистическая эстетика искала объективные эстетические закономерности в самой действительности, доказывала необходимость правдивого воспроизведения ее в искусстве, активного участия искусства в идейной борьбе общества.

Свое наивысшее развитие домарксистская материалистическая эстетика получила в трудах русских революционных демократов В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т.д.).

Поворот в истории эстетики связан с применением к ее области марксистского метода исследования - диалектического и исторического материализма.

Проблематика и задачи марксистско-ленинской эстетики определяются главным образом тем, что ее специфический предмет - эстетическое освоение человеком мира - состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон:

1) эстетического в объективной действительности;

2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

3) искусства (как своеобразного единства субъективно - и объективно-эстетического).

83. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Эстетическое (как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение) присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат человеческой деятельности. Можно говорить о красоте осеннего пейзажа, назвать красивым поступок, стиль поведения, оригинальный ход рассуждения, способ реализации идеи.

Но в поисках прекрасного мы обращаемся прежде всего к искусству, ибо именно в нем гармония и совершенство есть цель, воплощенная в творениях художников.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь - «эстетическое». Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное».

Наряду с прекрасным в жизни существует и то, что принято обозначать категорией «безобразное». Представления о нем связаны с дисгармонией, уродством, несоответствием частей и целого, внешним несовершенством, внутренней рассогласованностью, безнравственностью, ущербностью, бездуховностью.

Однако искусство убеждает нас в возможности перехода из одного состояния в другое.

«Возвышенное» и «героическое» - понятия, охватывающие собой разнообразные явления реальности. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений.

Возвышенному противопоставляется низменное. Героическое - свойство человеческих мыслей, порывов и поступков, в жизни встречается чаще, чем принято считать. Героическое часто выступает объектом искусства, и здесь эстетическое отношение к нему сопряжено, как правило, с нравственной оценкой.

Трагическое и комическое - категории-антиподы: восприятие первого вызывает чувство потрясения, эмоционального напряжения, страха, отчаяния; второе порождает положительные эмоции, удовольствие, смех. Трагическое в жизни является причиной сильнейших эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, действий, приводящих в свою очередь к трагическим последствиям. Трагедии и драмы в жизни (личные и социальные) вряд ли могут быть окрашены положительными эмоциями.

Юмор как проявление комического имеет временную (историческую), национальную, социокультурную оправданность. Современному читателю и зрителю античных комедий подчас не ясно, что именно является в них предметом осмеяния, иронизирования и т.п.

Эффект комического обычно связан с несоответствием между явлением и сутью, между сущим и кажущимся, между формой и содержанием. Комическое - одна из самых загадочных эстетических категорий. Мы охотно смеемся над другими, но мучительно страдаем, оказавшись на месте осмеянных.

Смех - именно человеческое проявление чувства, не свойственное другим существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств.

Помимо эстетических категорий, рассмотренных выше, в структуру эстетического сознания включаются такие элементы, как эстетическое чувство, эстетический вкус и эстетическая оценка.

 

2009-06-29 16:17:46 Шпаргалкивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132333435363738394041424344454647484950
51525354555657