Шпаргалка по философии
53. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО НЕОПЛАТОНИЗМА)
Аристотель (основатель Ликея - перипатетической школы) 384-322 гг. до н. э.
Платон - учитель, А. Македонский - ученик. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор используется в лексиконе философии и в стиле научного мышления.
Метафизика содержит основные принципы бытия: мир - совокупность субстанций, сочетание материи и формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель. Энтелехия - возможность и осуществление, форма и материя, действующая причина и цель.
Внутренне движущие силы вещей - идеи (формы, эйдосы). Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный «ум» (нус) - перводвигатель.
Ступени природы: неорганический мир - растение - животное - человек. Ум выделяет человека. Этика: главное - умеренность (метриопатия), разумное поведение. Человек - существо общественное. Идеальные формы государства - монархия, аристократия, умеренная демократия (политика). Наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис); цель трагедии - очищение духа (катарсис).
Ранний эллинизм.
Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал - безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно-пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.
Стоицизм, III в. до н. э. - III в. н. э. Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи.
1. Космос - огненный организм.
2. Человек существует по космическим законам.
3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.
4. Пантеизм: человек и все люди едины с Космосом, и бог, и государство, и все люди равны.
Эпикуреизм, V-IV вв. до н. э. Представители: Эпикур (341-270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.
Скептицизм, V- IV вв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.
1. Мир текуч, без смысла и определенности.
2. Философия - молчание: всякое «да» - одновременно и «нет».
3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.
Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.
Неоплатонизм (школы: римская пергамская афинская), III-VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, которое образует Космос. Материя - восприемница возможных форм и смысла. Задача человека - продумать, прочувствовать свое место в иерархии.
2009-06-29 16:17:46 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |