Шпаргалка по философии
38. ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Существует два вида познания: познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.
На ранних этапах развития истории человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.д. Основу данной формы познания составляли опыт повседневной жизни, практика людей.
Исторически первая форма - игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек выполняет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п.
Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией.
В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.
Также в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты.
Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познания. Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании соединяется эмоциональное отношение к миру с верой в сверхъестественное.
Говоря о многообразии форм познавательной деятельности, нельзя обойти вниманием достаточно известную концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он подразумевал под знанием активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными.
Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные, научные и вненаучные и т.д.
39. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Любая деятельность как форма активного отношения человека к миру - взаимодействие субъекта и объекта. Субъект - это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект противостоит субъекту. В последнее время возрос интерес к анализу новых тенденций в развитии теории познания, к приведению ее содержания в соответствие с новым этапом развития современной науки.
Важные перемены в теории познания связаны с развитием и введением в сферу науки сложных, самоорганизующихся, целостных, саморазвивающихся систем, в том числе и прямо (Пропорциональных человеку (биотехнология, экология, информатика, социокультурная сфера и т.п.). Все более расширяется проблемное поле гносеологии, в него входят новые вопросы социокультурной детерминации объектов познания, трансляции знаний и коммуникации между субъектами познания, многосложные взаимозависимости между деятельностью людей и ее культурно-историческим контекстом.
А это ведет к тому, что граница между объектом и субъектом познания становится все более условной и относительной.
Неклассическое естествознание (первая половина XX в.) показало, что «печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эддингтон), что «субъект и объект едины, между ними не существует барьера» (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т.п.
А Луиде Бройль считал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объективному описанию внешнего мира» - такой вывод выражает крайнюю позицию.
Идеалом научного познания в XVIII-XIX вв. Было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира «самого по себе», независимо от средств и способов, которые применялись при получении необходимых для его описания сведений. Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения.
Конец XIX - начало XX вв. - время перехода к новому типу рациональности. Этот переход исходил из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него. Мир раскрывает свои структуры и закономерности благодаря активной деятельности человека в мире. Лишь включеннность объектов в человеческую деятельность постигает их сущность и связи.
В. Гейзенберг был первым, кто произнес фразу о том, что в общем случае разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно.
Развитие науки показало, что исключить субъективное вообще из познания полностью невозможно даже там, где «я», субъект играет крайне незначительную роль. С появлением квантовой механики возникла другая философская проблема. Она ставит в зависимость состояние объективного мира от активной деятельности наблюдателя. В результате, существовавшее долгое время представление о материальном мире как о некоем сугубо объективном, независимом ни от какого наблюдения оказалось сильно упрощенным. На деле невозможно полностью отвлечься от человека и его вмешательства в природу, тем более в общественные процессы.
2009-06-29 16:17:46 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |