Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Шпаргалка по педагогике

105. Сущность этического рассказа и сущность разъяснения

Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

У рассказов на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Также служит способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие.

1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников.

2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.

3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа.

4. Рассказ производит должное впечатление только когда, когда выполняется профессионально.

5. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями.

Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранились как можно дольше.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется:

1) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

2) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.


106. Смысл внушения, увещевания, этических бесед

Для внушения характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.

Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Предметом беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.


 

2009-03-04 01:04:20 Шпаргалкивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62                          
Яндекс.Метрика